8 просмотров

Как научить ребенка понимать смысл текста: упражнения для детей от 4 лет

Как научить ребенка понимать смысл текста: упражнения для детей от 4 лет!

Многим детям очень сложно дается переход от механического чтения к осознанному. Одной из причин этого может быть дислексия, из-за которой ребенку трудно сосредотачиваться на буквах и связывать их в слова. Поэтому чтение для таких детей превращается в пытку. Подробнее о том, что это за нарушение и как понять, есть ли оно у вашего ребенка, читайте здесь.

Еще одной из причин, по которой ребенку сложно понимать прочитанное, является скорость чтения. Ребенок, который медленно читает, обычно забывает, о чем читал, когда доходит до конца страницы или параграфа.

Причин у медленного чтения может быть несколько:

  • слабая концентрация внимания;
  • узкий угол зрения, когда ребенку сложно сфокусироваться на целом слове, словосочетании или предложении;
  • проговаривание текста вслух или про себя;
  • при чтении глаза двигаются в хаотичном порядке.

Мы рассмотрим несколько простых упражнений для дошкольников и школьников, которые помогут увеличить скорость чтения.

Как научить ребёнка анализировать текст?

Хотите воспитать внимательного читателя, который сможет видеть не только поверхностный, но и глубокий смысл, заложенный автором в рассказ, статью или книгу?

Помогите ребёнку освоить приёмы анализа текста. Тем самым вы поможете ему научиться:
– быстро понимать тему материала, улавливать основную мысль и выделять в тексте главное;
– дробить текст на смысловые части и лучше запоминать прочитанное;
– рассуждать над содержанием текста и сопоставлять прочитанное со своим опытом.

Статья в тему:  Купоны на скидку от компании Hoff. Промокоды Hoff на сентябрь Промокод hoff июнь

Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка анализировать текст

Начать можно с простых заданий.

  • Определить тему, основную идею текста.
  • Составить план текста, на основе плана сделайте вместе небольшую раскадровку или нарисуйте комикс.
  • Составить цепочку тезисов, самых важных фактов, событий.
  • Задайте заковыристые вопросы по содержанию текста, на которые нельзя ответить однозначно. Порассуждайте с ним вместе над событиями, описанными в тексте, характером и поступками героев.
  • Предложите ребёнку поставить себя на место одного из персонажей. Пусть он пофантазирует, как бы он вел себя и какие поступки совершил бы на месте героя.

Решение текстовых задач: развивает, нравится детям и взрослым

Это простой и увлекательный способ тренировать навыки анализа прочитанного.

Когда дети учатся решать текстовые задачи, они проходят те же этапы, что и при анализе текста. Знакомятся с условием, изучают содержание и рассуждают, ищут правильный ответ на вопрос, анализируют его и отрабатывают алгоритм решения.

Попробуйте решить несколько задач прямо сейчас!

Задача 1. Имена и отчества

Моего родного брата зовут Игорь Петрович.
А отца моего папы — Иван Николаевич.

«Что тут непонятного!»

Прежде всего: если не получается — ребенок не виноват. Орать, требовать, злиться на него не просто бессмысленно, а очень вредно. Вот семилетка прочитал несколько фраз, и мы просим: «Теперь расскажи, о чем это!» Ребенок молчит. «Ну, перечитай еще раз. Теперь понял?» Кивает. «Расскажи!» Молчит. Мы начинаем закипать: «Да что тут непонятного! Читай, первое предложение. Второе. Понял?!» Кивает. А у самого подбородок уже дрожит. И двух слов связать не может. В третий раз он уже перечитывает простейший, на наш взгляд, текст сбивчиво, слоги путает, буквы, ударения ставит где попало. И опять не может пересказать. В дальнейшем ребенок наверняка будет избегать чтения, понимая, что «. я читаю — мама сердится, папа ругает, учительница недовольна. Значит, читать — это плохо!»

Статья в тему:  Цифровая подпись ростелеком. Как сделать электронную цифровую подпись? Как создать заявку на получение ЭЦП для госуслуг

В первом классе непонимание смысла прочитанного еще может «прокатить». Но чем старше будет становиться ребенок, тем важнее окажется для него навык осмысленного чтения. Объемы текста станут увеличиваться, и уже не так важно, правильно ли юный читатель поставит ударение — важно, поймет ли он смысл задания, которое написано в учебнике, верно ли усвоит информацию, которую ему пытаются донести. То есть не научишься понимать прочитанное — ты не только по чтению, ты и по математике будешь отставать, просто потому что не поймешь условие задачи. А потом «посыплются» и история, и биология, и география. Осмысленное чтение — это навык усвоения любой написанной информации.

Основные правила

Чтобы ребёнок научился грамотно излагать мысли, он должен знать правила пересказа текста. Если малыш спокойный и усидчивый, тогда будет легко заняться с ним пересказом текстов.

План изложения материала:

  • прочитать текст;
  • найти значение незнакомых слов;
  • проанализировать текст, определив главную мысль;
  • разделить текст на смысловые части и устно составить план изложения;
  • придумать заголовки к каждому этапу повествования;
  • обсудить все части по отдельности, выделив интересные моменты;
  • описать главных героев и их поступки;
  • определить последовательность событий в рассказе или сказке;
  • соединить все части и пересказать их.

Чтобы ребёнку было легче пересказывать, родителям следует задавать наводящие вопросы, например, когда началось событие или как закончилась история. Подсказывать малышу не рекомендуется, поскольку он сам должен вспомнить прочитанное. Вначале ребёнок может отвечать одним предложением. С постоянными тренировками он научится излагать мысли развёрнуто.

Статья в тему:  Русада генеральный директор юрий ганус биография. Гендиректор русада юрий ганус усомнился в естественной смерти двух топ-менеджеров российского антидопингового агентства

В первый раз взрослому следует пересказать текст вместе с малышом. А потом он может сделать вид, что забыл какое-то событие. В этот момент чадо может продемонстрировать хорошую память и напомнить родителю о позабытой части рассказа.

Многие дети любят рисовать. Ребята могут изобразить на бумаге последовательность событий прочитанного произведения в виде людей и предметов. Если они не умеют рисовать, тогда подойдёт и схема из стрелок, которые станут логическими переходами от одной мысли к другой.

Учим ребёнка понимать смысл текста

Опр е д е лившись с лит е ратурой, можно п е р е ходить к ознакомит е льному и изучающ е му чт е нию. П е рво е прочт е ни е позволя е т разобраться в написанном, второ е побужда е т к анализу. Им е нно на этих стадиях начина е тся основная работа с т е кстом, которая строится по одному из способов:

  • классический. Этим способом пользуются учителя в школах. Его суть заключается в том, чтобы , прочитав рассказ ответить на вопросы. А также подобрать название, выделить главную мысль, найти непонятные слова и разобраться в их значении;
  • прогр е ссивный. Направл е н на углубл ё нную проработку т е кста и активизацию логич е ского мышл е ния. Зд е сь тр е бу е тся больш е внимания к д е талям. Нужно научит ь ся разграничивать важную и второст е п е нную информацию, вид е ть структуру рассказа, соотносить прочитанно е с уж е им е ющимися знаниями.
Статья в тему:  Новогодние открытки: как создать и отправить быстро. Новогодние открытки: как создать и отправить быстро Электронная поздравительная открытка с новым годом

Сущ е ству е т н е сколько приёмов, которы е помогут заинтересовать ребёнка и организовать работу с т е кстом:

1. А е сли так? Посл е прочт е ния т е кста, нужно зам е нить како е -то д е йстви е или пр е дм е т и попросить порассуждать над т е м, как бы сложились обстоят е льства, е сли бы случилось так. Наприм е р, чтобы произошло, е сли бы Котька из рассказа Н. Носова «Горка» сразу помогал р е бятам строить горку?

2. Собира е м пазл. Расп е чатайт е и разр е жьт е т е кст по предложениям на н е сколько кусков. Чтобы собрать е го обратно малышу прид ё тся задуматься над сод е ржани е м.

3. Прос е ива е м ч е р е з сито. Прос е ять можно н е только муку, но и рассказы. П опросит е выч е ркнуть в т е кст е слова, которы е н е повлияют на сод е ржани е .

4. От слова к слову. Попробуйт е вм е ст е опр е д е лить ключ е вы е слова, н а которых д е ржится пов е ствовани е . Со е динит е их в логич е скую ц е почку . Она стан е т хорошим подспорь е м при п е р е сказ е .

Статья в тему:  Енвд: розничная торговля строительными материалами через магазин. Образец бизнес-план магазина строительных материалов Оквэд отделочные материалы

5. Новый рассказ. Используя ключ е вы е слова, попросит е придумать новы е пр е длож е ния , и помогит е собрать их в рассказ;

6. Ч е го н е хвата е т? Расп е чатайт е т е кст с н е достающими словами или слогами. Дети в дошкольном возрасте ещё н е ум е ю т автоматич е ски заполнять проб е лы. Чтобы восстановить т е кст, прид ё тся внимат е льно изучить сод е ржани е .

7. Больш е , лучш е , длинн ее . Е сли в начал е списка, мы говорили , что нужно научить ребёнка сокращать, выд е ляя главно е , то суть этого задания как раз в противоположном. Вм е ст е найдит е вс е коротки е пр е длож е ния и пр е дложит е дополнить их, разв и ть мысль.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: