8 просмотров

Способ относительных разниц

Используют его в разных науках, например, психологии, политологии, статистике, социологии. В экономике факторный анализ применяется как многомерный статистический метод, предназначенный для комплексного исследования переменных и их взаимосвязей. Он позволяет всесторонне, но достаточно сжато, компактно обрисовать объект изучения. Принцип такого анализа строится на выполнении следующих ключевых задач:

  1. Выяснить взаимосвязь между переменными.
  2. Уменьшить количество переменных, которые нужны, чтобы охарактеризовать данные.

Наглядный условный пример. Предположим, прибыль предприятия в отчетном периоде снизилась (либо увеличилась). Нужно выяснить, почему это произошло, что стало первопричиной? С применением факторного анализа можно установить, какие именно факторы и как, в какой степени повлияли на уменьшение (либо увеличение) показателя прибыли. Как известно, прибыль зависит от разных внешних и внутренних факторов: себестоимости товара, цены, ассортимента, объема продукции и др. Анализируя их отдельно и во взаимосвязи, можно выяснить степень их воздействия на результат продаж, прибыль.

По аналогии с исследованием, касающимся снижения (роста) прибыли, изучают и изменение других показателей. Например, выручки от продаж. Факторный анализ позволяет установить степень влияния каждого внутреннего, внешнего фактора на хозяйственную деятельность (АХД). При условии точного подбора нужных факторов, влияющих на конечный результат, при помощи его можно исследовать каждый фактор по-отдельности и в совокупности.

Алгоритм применения факторного анализа в АХД (что нужно сделать):

  1. Поставить задачу: какой показатель следует проанализировать и для чего.
  2. Определить и сгруппировать соответствующим образом факторы, влияющие на анализируемый результативный показатель.
  3. Установить взаимосвязи между переменными (то, что влияет на итог).
  4. Произвести расчеты по каждому фактору влияния, проанализировать результаты.
Статья в тему:  Трек номер начинается на z. Всё о трек-коде

Различают детерминированный и стохастический (корреляционный) факторный анализ. Первый, более доступный, строится на алгебраических расчетах с участием количественных, качественных показателей. Там, где его применение невозможно, используется более углубленный стохастический, для изучения сложных факторов, прямая связь между которыми отсутствует.

Оценка стоимости бизнесаФинансовый анализ по МСФОФинансовый анализ по РСБУ
Расчет NPV, IRR в ExcelОценка акций и облигаций

Метод относительных разниц также является одной из модификацией способа цепной подстановки. Применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя в мультипликативных моделях. Он используется в случаях, когда исходные данные содержат определенные ранее относительные отклонения факторных показателей в процентах.

Для мультипликативных моделей типа у = а · в · с методика анализа следующая:

находят относительное отклонение каждого факторного показателя:

определяют отклонение результативного показателя у за счет каждого фактора

Пример. Воспользовавшись данными табл. 1, проведем анализ способом относительных разниц. Относительные отклонения рассматриваемых факторов составят:

Рассчитаем влияние на объем товарной продукции каждого фактора:

Результаты расчетов те же, что и при использовании предыдущего способа.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: