Бюджетирование: проблематика, функционал и этапы внедрения
Бюджетирование: проблематика, функционал и этапы внедрения
Тема грамотного, эффективного бюджетирования и финансового анализа для российских компаний не нова. В ряде фирм и крупных холдингов этот бизнес-процесс давно автоматизирован, реализован (в том числе с помощью нашей компании) и успешно используется. Однако остается очень много организаций, в которых о профессиональном бюджетировании и не задумываются.
Рисунок 1 – Проблемы при формировании бюджетов
Проведя анализ рынка информационных технологий (в целом) и сегмента автоматизации бюджетирования на предприятиях (в частности), используя накопленный внедренческий опыт нашей компании EFSOL и отталкиваясь от потребностей бизнеса, мы данной статьей открываем цикл аналитических материалов. В них мы расскажем о том, что такое «полноценное бюджетирование», «управленческий учет» и «профессиональный финансовый анализ». Опишем трудности, с которыми сталкиваются компании, желающие внедрить у себя системы бюджетирования, автоматизировать данную задачу, а также представим возможные способы решения возникающих проблем.
Разработка бюджетирования на предприятии
Бюджетированием называют процесс планирования бюджетов и контроль за их исполнением. Это важная часть долгосрочной стратегии компании и финансового управления бизнесом в целом. Именно бюджетирование помогает увидеть, куда компания будет тратить свои средства в течение года и заранее предусмотреть точки оптимизации расходов.
Сам бюджет — это план действий на предстоящий отчетный период, выраженный в количественных и финансовых показателях. Срок, на который он составляется, называется бюджетным или отчетным периодом. Чаще всего — это 1 год. В конце периода бюджет пересматривают и составляют новый на следующий год. В бюджете может быть как профицит — если у компании остались средства с предыдущего года. Так и дефицит — если расходы превышают доходы.
Разработкой системы бюджетирования организации занимаются так называемые центры финансовой ответственности (далее — ЦФО). Это специальные отделы, задача которых спланировать работу организации и распределить ресурсы так, чтобы компания смогла достичь поставленных целей. Чаще всего в процесс бюджетирования вовлечены владельцы бизнеса, топ-менеджеры, руководители отделов и экономисты. За внедрение системы бюджетирования на предприятии обычно отвечает финансовый директор. Он должен знать, как это делается правильно, и обладать необходимыми ресурсами.
Принципы построения бюджетного процесса в компании
Поскольку бюджетирование это не просто инструмент, а некий тип «внутреннего мышления» для организации, важно правильно понять функции бюджетирования. Рассмотрим основные принципы, элементы, технологии и методы бюджетных процессов подробнее..
С технологической точки зрения бюджетирование – это разработка и взаимозависимость бюджетов разных подразделений, которая встраивается в оргструктуру и финансовый менеджмент организации в виде центров ответственности за финансы. Эти центры действуют в рамках универсальных для всех инструкций, которые обычно прописываются в виде нормативной документации – регламентов и положений, что обеспечивает необходимый уровень контроля. Тут важно отметить, что в процессе бюджетирования появляется центральная фигура, некий внутренний рефери, который реализует бюджетную политику фирмы и отвечает за нее..
Сам же процесс работы с бюджетом обеспечивается не столько работой ответственного лица, сколько совместной поддержкой лиц, вовлеченных в эту работу, поскольку сама система бюджетирования, как упоминалось ранее, основана на серьезной личной организованности и заинтересованности работников..
Действия бюджетного характера (имеются в виду составные части типа анализа исходных данных или последующего контроля) также фиксируются в нормативной документации в качестве промежуточных целей или зон ответственности лиц, за счет чего достигается постоянное течение бюджетного процесса..
Бюджетная работа качественного характера обладает набором специфических свойств и параметров, на которых нельзя не остановиться в рамках данной статьи:.
- Компания принимает «правила игры», которые действуют без исключения для всех. Имеется в виду универсальность принятых форм, их идентичность, возможности для совмещения и рассмотрения информации вне зависимости от принадлежности к подразделению.
- Подразделения объединяют свои местные бюджеты в один большой объединенный бюджет, чтобы многообразием мелких целей отразить в итоге глобальные цели компании.
- Порядок бюджетной работы одинаков для всех подразделений фирмы и закреплен в виде нормативной бюджетной документации. Компании должны стремиться создавать такие бюджетные схемы, которые невозможно провести иначе как по утвержденному маршруту. Это гарантирует исключение всех злоупотреблений или нарушений.
- Поскольку компания является единым звеном, то общие расходы, применимые к компании в целом, а не отнесенные на конкретный центр финответственности, будут разложены в равной степени и пропорции на все структурные единицы.
- Все подразделения в равной степени допущены к контролю бюджетов и обязаны участвовать в корректировке и дополнении принятых значений.
- Структурные подразделения пользуются аналогичными методиками при прогнозировании своих доходно-расходных операций и не отличаются друг от друга подходом к этому вопросу.
Эффективная система бюджетной работы, распространенная на все подразделения компании, то есть на все центры финансовой ответственности, подразумевает одинаковую степень вовлеченности в планирование, контроль, учетные мероприятия и аналитическую работу. Благодаря этому компания, представленная как множество взаимозависимых подразделений, производит разносторонний и вариативный анализ своей прошлой, настоящей и будущей деятельности..
Если заострить внимание на будущем, поскольку с прошлым и настоящим все гораздо проще, то именно планирование требует от подразделений использования всего арсенала возможных инструментов от статистики, до прогнозной математики. При этом наличие моделирования будущих результатов в соотношении с затраченными ресурсами само по себе обеспечивает компании конкурентное преимущество..
Рассмотреть указанные выше принципы, на которых строится качественный финансовый менеджмент, было важно для наиболее полного раскрытия функций бюджетирования. Теперь перейдем непосредственно к их рассмотрению..
Этап первый: проведение диагностики бизнес-процессов компании
Этапы внедрения бюджетирования включают в себя первоначальное обследование и сбор данных о бизнес-процессах, финансовой и организационной структуре организации, а также существующих негласно или утвержденных методологических документов, регламентирующих в компании бюджетирование.
Разработка системы бюджетирования включает в себя множество факторов, так или иначе на нее влияющих. Для того, чтобы внедрение бюджетирование на предприятиии было успешно реализовано, необходимо оценить:
- организационную и финансовую структуру предприятия;
- бюджетный регламент и положение о бюджетировании (при их наличии);
- процедуру согласования бюджета;
- специфику ключевых видов бизнеса компании;
- главные технологические процессы;
- ИТ инфраструктуру компании.
Этап второй: создание методологии
Внедрение систем бюджетирования в «1С» требует создания или доработки методологии для новой системы. Бюджетный регламент и положение о бюджетировании позволят системе работать максимально корректно, поэтому их необходимо сформировать или оптимизировать на втором этапе работ. Данные документы должны содержать в себе правила, процедуры и срок формирования бюджета.
Этап третий: выбор программной платформы
Автоматизация становится следующим этапом, на котором необходимо остановиться на конкретном программном продукте. Опыт внедрения бюджетирования в «1С» многих отечественных компаний позволяет говорить о том, что данная система отлично зарекомендовала себя в плане постановки на предприятиях бюджетного процесса. Поэтому многие компании продолжают выбирать решение от отечественного разработчика приложений для бизнеса.
Данный программный продукт имеет достаточную функциональность для решения разнообразных задач, надежен и удобен в работе, отличается гибкостью настройки, благодаря чему его можно полностью адаптировать под нужды конкретного предприятия. К тому же разработчики «1С» повышенное внимание уделяют поддержке и обновлению программ, которые остаются всегда актуальными.
Этап четвертый: Формирование технического задания
Этапы внедрения бюджетирования невозможно описать без очень важного из них – создания технического задания разработки автоматизированной системы. В ряде случаев оно может проходить в одно время с проведением настройки системы, что является вполне нормальным, поскольку во время разработки системы часто принимаются решения об изменении ее функциональных составляющих, какой-либо процедуры и алгоритма расчета или модификации элементов справочника, бюджетных форм и т.п.
Этап пятый: внедрение автоматизированной системы
Внедрение бюджетирования в «1С» включает процессы проведения настройки новой системы, ее тестирование и опытную (пробную) эксплуатацию. Во время тестирования должна быть проверена работа всех алгоритмов. Опытная эксплуатация помогает выявить ошибки и недоработки в системе и ликвидировать их.
Этап шестой: промышленная эксплуатация
На данном этапе внедрения системы бюджетирования пользователи должны полностью отказаться от работы по старой методологии и в других системах. На этапе ввода в промышленную эксплуатацию группа технической поддержки проводит мероприятия по поддержанию функционирования системы, осуществляет консультации пользователей – сотрудников предприятия и при необходимости обновляет конфигурацию.
Какие ошибки могут возникнуть при внедрении внедрении систем бюджетирования в «1С»?
- Бюджетные статьи не соответствуют плановым и фактическим данным.
- Формирование годового бюджета происходит в отрыве от плана развития компании, при этом с ним не связаны месячные бюджеты.
- Не существует регламента бюджетирования, или он не исполняется.
- Отсутствует сбор реальных данных, не проводится план-фактный анализ.
- Существуют методология и регламент бюджетирования, но бюджетная модель не является автоматизированной.
- Формирование данных для контроля исполнения месячных бюджетов осуществляется слишком поздно.
- Разработка и введение системы в эксплуатацию производились без привлечения сотрудников подразделений, непосредственно участвующих в бюджетном процессе.
- Формирование и утверждение бюджетов центров финансовой ответственности проходит без участия их сотрудников, силами планово-экономической службы предприятия.
- Постановка бюджетирования произведена без учета действующего на предприятии способа отражения в управленческом учете финансовых и хозяйственных операций.
Все эти факторы необходимо учесть при внедрении на предприятии бюджетирования, и тогда реализация проекта будет успешной. Для того, чтобы избежать досадных ошибок, необходимо привлекать к решению задачи постановки бюджетного процесса квалифицированных специалистов, имеющих большой опыт и эффективную методологию разрешения различных проблем.
Подсистема «Бюджетирование», включенная в систему «ИТАН: Управленческий баланс ПРОФ», была разработана для проведения быстрой и действенной постановки бюджетирования на современном предприятии. Подсистема имеет функцию формирования собственной модели бюджетного управления для каждой конкретной организации. Для настройки данной модели применяются сценарии, показатели и их связи, бюджетные регламент и ордера, классификаторы, система отчетности и план счетов.
Уже сегодня наши специалисты
бесплатно проконсультируют
вас по теме: