Cvp-анализ: простой анализ показателей компании
Аббревиатура cvp происходит от сокращения английского термина costs-volume-profit. Дословный перевод – «расходы-объем-прибыль». В русском языке также используются термины «операционный анализ» и «анализ безубыточности». Суть этого анализа состоит в изучении зависимости между объемом производства и отрицательным и положительным денежными потоками.
Применяется чаще всего для анализа одного продукта или объекта. При сравнительном анализе нескольких продуктов используют только те, которые выпускаются регулярно в течение длительного времени. Обычно анализируется только краткосрочный период.
С помощью cvp-анализа определяют следующие показатели:
- рентабельность;
- уровень риска;
- эффективность технологий;
- изменение прибыли.
Также с его помощью можно просчитать необходимость изменений и выбрать оптимальные варианты производственного планирования. Менеджеры с помощью полученных данных могут обосновать свои решения перед руководством.
Основные показатели, на которых строится анализ, следующие:
- маржинальная прибыль;
- операционный рычаг;
- точка безубыточности;
- запас прочности.
Маржинальная прибыль измеряется на единицу продукта, структурного подразделения, направления деятельности. Рассчитывается вычитанием переменных расходов из выручки от продаж или других форм хозяйственной деятельности.
Точка безубыточности, или cvp-точка, это объем продукции, доход от которой равен расходам на ее производство, реализацию, рекламу. Также учитываются косвенные издержки:
- административные расходы;
- коммунальные платежи;
- страховка;
- обучение сотрудников.
Операционный рычаг – это потенциальная возможность влиять на прибыли, изменяя количество продуктов и их себестоимость. Уровень операционного рычага напрямую зависит от величины постоянных расходов. Высокие расходы означают, что уровень операционного рычага высокий.
Запас прочности – это сумма доходов, которая может быть снижена, не приведя к убыткам. Равна разности между фактической прибылью и прибылью в точке безубыточности.