Пошаговая инструкция по составлению PEST анализа
Давая оценку политическим, экономическим, социально-культурным и технологическим факторам, необходимо учитывать не только их фактическое состояние, но и прогнозировать возможные изменения каждого фактора на несколько лет вперед. Именно поэтому так важно, чтобы в проведении PEST анализа принимали участие эксперты отрасли или персонал компании, который уже давно взаимодействует с рынком.
Весь процесс проведения PEST анализа можно условно разбить на следующие этапы:
- Определение факторов, которые могут оказать влияние на продажи и прибыль компании
- Сбор информации по динамике и характеру изменения каждого фактора
- Анализ значимости и степени влияния каждого фактора
- Составление сводной таблицы PEST анализа
Информация и понимание ситуации — самый важный этап любого анализа. Для получение реалистичной картины об изменении рыночных факторов опросите людей, которые с разных точек зрения смотрят на рынок: независимые эксперты рынка, менеджеры по продажам, продавцы (напрямую взаимодействующие с конечными покупателями), собственники бизнеса, руководители разных отделов, топ-менеджмент компании, маркетологи смежных отраслей. Изучите всю открытую информацию по рынку в интернет и печатных изданиях. Посмотрите, какого развития достигла ваша отрасль в более развитых странах, с какими проблемами столкнулась на рынках схожих стран.
Что такое PEST — анализ?
PEST-анализ — это стратегический бизнес-инструмент, используемый организациями для выявления, оценки, организации и отслеживания макроэкономических факторов, которые могут повлиять на бизнес в настоящее время и в будущем.
В структуре PEST-анализа рассматриваются возможности и угрозы со стороны политических, экономических, социальных и технологических сил. Результаты анализа служат основой для процессов стратегического планирования и способствуют исследованию рынка.
PEST-анализ (политический, экономический, социальный и технологический) — это метод управления, посредством которого организация может оценить основные внешние факторы, влияющие на ее работу, чтобы стать более конкурентоспособной на рынке. Как указано в аббревиатуре, эти четыре области являются центральными для этой модели.
Оценка стоимости бизнеса | Финансовый анализ по МСФО | Финансовый анализ по РСБУ |
Расчет NPV, IRR в Excel | Оценка акций и облигаций |
Взаимосвязь SWOT и PEST-анализов
Оба анализа относятся к маркетинговой методике оценки бизнеса при стратегическом планировании. В первую очередь проводится PEST-анализ предприятия, примеры которого были приведены в этой статье. На основании полученных данный каждому фактору присваивается один из четырех элементов SWOT-анализа: сильная или слабая сторона компании, возможности или угрозы для успешного функционирования.
На примере PEST-анализа предприятия строительства разберемся во взаимосвязи.
Данный совмещенный пример SWOT, PEST-анализов позволяет гораздо лучше оценить положение дел на рынке. Помимо этого возможно выявить значительные факторы, влияющие на деятельность организации, а также сразу определить возможности увеличения прибыли.
Как видно из приведенных примеров PEST-анализа, данная методика является необходимой при стратегическом планировании. Вне зависимости от того, насколько крупной является отрасль, ее оценка может проводиться посредством анализа внешних факторов. Грамотное планирование своего бизнеса приведет к тому, за чем гонятся все предприниматели – увеличению прибыли. А дополнительное использование SWOT-анализа позволит выявить тенденции для диверсификации производства товаров или услуг.