11 просмотров

Белый лебедь российской авиации – Ту-160

Белый лебедь российской авиации – Ту-160

Ту-160 («Белый Лебедь») – практически единственный самолет Воздушных Сил СССР, о котором было известно еще до его постройки. Еще в начале семидесятых годов Генеральный секретарь Леонид Ильич Брежнев сказал о создании нового стратегического бомбардировщика.

Это было своего рода противостояние с американским стратегом B-1B.

  1. История создания
  2. Технические характеристики
  3. Особенности конструкции
  4. Фюзеляж
  5. Крыло
  6. Шасси
  7. Силовая установка
  8. Двигатель
  9. Топливная система
  10. Вооружение
  11. Оборудование
  12. Количество самолетов в стране
  13. Применение
  14. Видео

История проекта создания самолёта Ту 160

Создание проекта нового бомбардировщика было поручено ОКБ Сухого и ОКБ Мясищева. К началу 70-х годов проекты представили на рассмотрение. Оба проекта получились схожие – это сверхзвуковая машина с четырьмя двигателями и крылом с изменяющейся стреловидностью, но всё же схемы отличались.

В 1969 году к проекту подключилось ОКБ Туполева с опытом в создании сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144. Рассмотрев проекты ОКБ Сухого и Мясищева и внеконкурсный проект ОКБ Туполева, было решено отдать работу над проектом туполевцам, как имеющим большую практику в создании сверхзвуковых машин.

Кроме ОКБ Туполева, задействовали предприятия ВПК, НИИ ВВС, ЦАГИ, всего начиная с 1972 года принимали участие более 800 организаций.
Первый опытный образец (обозначение 70-01) оторвался от земли в декабре 1981 года с экипажем под руководством лётчика-испытателя Б.Веремея с аэродрома «Раменское». Второй образец предназначался для статических испытаний. Первые четыре образца изготовили на предприятии «Опыт».

Статья в тему:  Новогодние игры и конкурсы для взрослых. Музыкальные и танцевальные конкурсы и игры на новогоднем празднике

Серийные самолёты изготавливались на Казанском авиационном заводе. В 1984 году 10 октября серии была дана путёвка в небо.

Эти стратегические бомбардировщики по классификации НАТО называются «Черный Джек», а на сленге американцев – «дубинка» (Black Jack – избивать дубинкой). Но наши пилоты назвали их «Белыми лебедями» – и это очень похоже на правду. Сверхзвуковые Ту-160 красивы и изящны, даже обладая грозным вооружением и потрясающей мощью. Вооружением для них выбрали Х-55 – дозвуковые крылатые малогабаритные ракеты и Х-15 – аэробаллистические ракеты, которые разместили на многопозиционных установках под крыльями.

Макет Ту-160 утвердили в конце 1977 года, и опытное производственное предприятие ММЗ «Опыт» (в г.Москве) начало сборку трех опытных самолетов. Казанское производство изготовило фюзеляжи, в Новосибирске сделали крыло и стабилизатор, в Воронеже – створки грузоотсеков, а в городе Горьком – опоры шасси. Сборка первой машины «70-01» завершилась в январе 1981 года в г. Жуковский.

Ту-160 с серийным «70-01» первый раз был опробован в воздухе в 1981 году 18 декабря. На государственных испытаниях, которые завершились в середине 1989 года, самолетом Ту-160 были выпущены четыре крылатых ракеты Х-55, как основное вооружение самолета. Максимальная скорость летательного аппарата при горизонтальном полете составила 2200 км/ч. Эту скорость для эксплуатации ограничили до 2000 км/ч – это было введено из-за условия лимита ресурса. Многим Ту-160 давали имена личные, как боевым кораблям. Первый Ту-160 назвали «Илья Муромец».

Статья в тему:  Мир американских комиксов — большой, разнообразный и доступный! Американская школа комиксов. Ну и как же без Vertigo, набравшего обороты

Экипаж Ту-160: 4 человека.

Двигатели: (турбинные) четыре штуки НК – 32 ТРДДФ 4х14.000/25.000 кгс (тяга: рабочая / на форсаже).

Агрегат трехвальный, двухконтурный, с форсажной камерой. Его запуск происходит от воздушного стартера.

За левой опорой главного шасси располагается ВСУ – электрическая система управления двигателями, имеющая гидромеханическое дублирование

.Масса и нагрузки: взлетная нормальная – 267600 кг, самолета порожнего – 110000 кг, максимальная боевая – 40000 кг, топлива – 148000 кг.

Летные данные: 2000 км/ч – скорость полета на высоте, 1030 км/ч – полет у земли, от 260 до 300 км/ч – скорость посадочная, 16000 м – потолок для полета, 13200 км – практическая дальность, 10500 км – длительность полета при максимальной нагрузке.

Салон

Ту-160 – один из боевых самолетов СССР, о котором пресса узнала до его постройки, за несколько лет. В 1981 году 25 ноября летательный аппарат готовили к испытаниям в подмосковном г. Жуковском (Раменском). Машина стояла вместе с двумя Ту-144 и была сфотографирована пассажиром из самолета, садившегося на соседний аэродром Быково. С того момента бомбардировщик получил свое прозвище « Ram-P» (Ram – от Раменское) и НАТОвский код – «Black Jack». С таким именем миру представили самый тяжелый бомбовоз всех времен.

На переговорах об ОСВ-2 в 70-х годах прошлого века Л.И.Брежнев сказал, что, в противовес американскому В-1, в СССР проектируется новый стратегический бомбардировщик. В прессе упомянули, что производить его будут на заводе в Казани.А что сегодня?

Статья в тему:  Мобильный интернет без ограничения скорости и трафика. Безлимитный интернет МегаФон без ограничения трафика на месяц, на сутки: как подключить, отключить? Какой вариант безлимитного интернета выбрать

При распаде СССР Ту-160 были распределены между республиками. 19 из них достались Украине, авиаполк в Прилуках. Восемь были переданы в счет долгов за газ России, а оставшиеся попросту распилены. В Полтаве можно посетить последнего украинского «лебедя», превращенного в музей.

Ту-160В (Ту-161) – проект ракетоносца, имеющего в составе силовую установку, которая работает на жидком водороде. С учетом особенности топливной системы от базового варианта отличается размерами фюзеляжа. Сжиженный водород, который использовался в агрегатах двигателей как горючее, резервировался при температуре до -253 °C. Дополнительно оборудован гелиевой системой, которая отвечает за управление криогенными двигателями, и азотной – выполняет контроль вакуума в полостях теплоизоляции самолета.

Ту-160 НК-74 – модификация Ту-160, имеющая в составе более экономичные двухконтурные турбореактивные двигатели с форсажной камерой НК-74. Эти силовые установки по заказу собирались в г. Самара на СНТК им. Н.Д. Кузнецова. Применение данных авиамоторов позволило увеличить параметр дальности полета.

Ту-160П – модификация, представляющая собой тяжелый истребитель дальнего сопровождения, который мог нести на борту ракеты класса «воздух-воздух», имеющие среднюю и большую дальность действия.

Ту-160ПП – проект самолета радиоэлектронной борьбы. На данный момент имеется только макет в натуральную величину, определены характеристики нового самолета и состав аппаратуры.

Ту-160К – проект самолета, входящего в состав авиационно-ракетного комплекса «Кречет». Доведен до стадии готового эскизного проекта в КБ «Южное». Главным конструктором был В.Ф.Уткин. Работы над АРК «Кречет» проводились в 1983-1984 гг. с целью повышения эффективности и живучести баллистических ракет во время ядерного взрыва и для проверки энергетической функциональности самолета-носителя. Вооружен ракетой «Кречет-Р».

Статья в тему:  Вся правда о сетевом маркетинге: сетевой бизнес это обман. Сетевой лохотрон – почему он размножается

Это двухступенчатая малогабаритная МБР 4-го поколения. Она комплектовалась маршевыми твердотопливными двигателями на смесевом топливе. В режиме полета использовалось жидкое монотопливо. Грузоподъемность самолета-носителя Ту-160К составляла 50 т. Это значило, что модификация могла нести на борту две МБР «Кречет-Р» весом по 24,4 т каждая. С учетом дальности полета самолета Ту-160К его эффективное применение составляло в расстоянии до 10 тыс. км.

На стадии проекта завершилась разработка наземного оборудования для координации действий самолета в декабре 1984 г.

Система управления ракетами «Кречет-Р» автономная, инерциальная, с подключением к внешним источникам информации. Координаты и скорость ракеты поступали на борт самолета со спутника, а от астрокорректора уточнялись углы положения командных приборов. Первая ступень органов управления – это аэродинамические рули, вторая – управляющее поворотное сопло. МБР планировали оснастить разделяющими головными частями, имеющими индивидуальное наведение, и ГЧ, которые предназначались для прорыва вражеской ПРО. Работы над АРК «Кречет» были свернуты в середине 80-х годов ХХ века.

Ту-160СК − самолет, который предназначался для переноса трехступенчатой жидкостной системы «Бурлак», масса которой составляла 20 т. Согласно расчетам конструкторов на орбиту можно было вывести до 600-1100 кг груза, при этом доставка обойдется в 2-2,5 раза дешевле, нежели применяя ракеты-носители, имеющие аналогичную грузоподъемность. Пуск ракеты с Ту-160СК должен происходить на высотах 9000-14 000 м на скорости самолета от 850 до 1600 км/ч. Характеристики комплекса «Бурлак» должны были превосходить американский аналог дозвукового стартового комплекса, носителем которого был Boeing B-52, укомплектованный ракетой-носителем Pegasus. Назначение «Бурлака» − группировка спутников в случае массового поражения аэродромов. Разрабатывать комплекс начали в 1991 г., ввод в эксплуатацию был запланирован в 1998-2000 годах. В составе комплекса также должны были находиться станция наземного обслуживания и командно-измерительный пункт. Дальность полета Ту-160КС к месту пуска ракеты-носителя составляла 5000 км. 19.01.2000 между аэрокосмической корпорацией «Воздушный старт» и «ЦСКБ-Прогресс» в г. Самара подписаны нормативные документы о сотрудничестве в направлении создания авиаракетного комплекса «Воздушный старт».

Статья в тему:  Сколько зарабатывает провизор. Сколько зарабатывают фармацевты? Доходы аптекарей в России

Ту-160М – новейшая модернизация самолета Ту-160. В его состав входит новое вооружение и радиоэлектронное оборудование. Может нести на борту до 90 ОФАБ-500У массой по 500 кг каждая. Как считают эксперты, российский бомбардировщик-ракетоносец по многим показателям впереди британского аналога – истребителя Typhoon. Дальность полета отечественного самолета без дозаправки больше, чем у британца в 4 раза. Также Ту-160М способен нести на борту больше безъядерных ракет и авиабомб и имеет лучший показатель КПД двигателей.

Ту-160 Характеристики

Туполев Ту-160. Галерея.

Ту-160. Видео.

Ту-160 БЕЛЫЙ ЛЕБЕДЬ – сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец дальней авиации. Работы по созданию самолета начались в 1968 году ОКБ имени А.Н.Туполева. А в 1972 году был сделан аванпроект такого летательного аппарата с крылом непостоянной геометрии. В 1976 году проект модели Ту-160 был одобрен комиссией. Двигатель типа НК-32 специально для данной модели самолета был разработан ОКБ им. Кузнецова в 1977 году.

Эти стратегические бомбардировщики по классификации НАТО называются «Черный Джек». На сленге американцев – это «дубинка» (Black Jack — избивать дубинкой). Но наши пилоты назвали их «Белыми лебедями» — и это очень похоже на правду. Сверхзвуковые Ту-160 БЕЛЫЙ ЛЕБЕДЬ красивы и изящны, даже обладая грозным вооружением и потрясающей мощью. В качестве их основного вооружения выбрали ракеты Х-55 и Х-15. Крылатые ракеты Х-55 — дозвуковые малогабаритные ракеты, Х-15 — аэробаллистические ракеты. Их разместили на многопозиционных катапультных установках под крыльями.

Статья в тему:  Перевод на другую работу по месту выполнения. Как оформить перевод сотрудника на другую работу

Как все начиналось

Окончательный макет Ту-160 утвердили лишь в конце 1977 года. Опытное производственное предприятие ММЗ «Опыт» (в г.Москве) начало сборку трех опытных самолетов. Казанское производство изготовило фюзеляжи, в Новосибирске сделали крыло и стабилизатор, в Воронеже – створки грузоотсеков, а в городе Горьком — опоры шасси. Сборка первой машины «70-01» завершилась в январе 1981 года в г. Жуковский.

Ту-160 с серийным «70-01» первый раз был опробован в воздухе в 1981 году 18 декабря. Государственные испытания завершились в середине 1989 года. Самолетом Ту-160 тогда были выпущены четыре крылатых ракеты Х-55, как основное вооружение самолета. Максимальная скорость летательного аппарата при горизонтальном полете составила 2200 км/ч. Эту скорость для эксплуатации ограничили до 2000 км/ч – это было введено из-за условия лимита ресурса. Многим Ту-160 давали имена личные, как боевым кораблям. Первый Ту-160 назвали «Илья Муромец».

Ту-160 БЕЛЫЙ ЛЕБЕДЬ — один из боевых самолетов СССР, о котором пресса узнала еще до его постройки, за несколько лет. Как известно, в 1981 году 25 ноября летательный аппарат готовили к испытаниям в подмосковном г. Жуковском (Раменском). Машина стояла вместе с двумя Ту-144 и была сфотографирована пассажиром из самолета, садившегося на соседний аэродром Быково. С того момента бомбардировщик получил свое прозвище « Ram-P» (Ram – от Раменское) и НАТОвский код — «Black Jack». С таким именем миру представили самый тяжелый бомбовоз всех времен.

Статья в тему:  Что нужно для ремонта одежды. Домашнее ателье по пошиву одежды

На переговорах об ОСВ-2 в 70-х годах прошлого века Л.И.Брежнев сказал, что, в противовес американскому В-1, в СССР проектируется новый стратегический бомбардировщик. В прессе упомянули, что производить его будут на заводе в Казани.

При распаде СССР Ту-160 распределили между республиками. Украине, например, достались 19 машин в авиаполк в Прилуках, восемь были переданы в счет долгов за газ России. Оставшиеся, к сожалению, были попросту распилены. В Полтаве можно посетить последнего украинского «лебедя», превращенного в музей.

Модификации

Ту-160В (Ту-161) – проект ракетоносца, имеющего в составе силовую установку, которая работает на жидком водороде. С учетом особенности топливной системы от базового варианта отличается размерами фюзеляжа. Сжиженный водород, который использовался в агрегатах двигателей как горючее, резервировался при температуре до -253 °C. Дополнительно оборудован гелиевой системой, которая отвечает за управление криогенными двигателями, и азотной – выполняет контроль вакуума в полостях теплоизоляции самолета.

Ту-160 НК-74 – модификация Ту-160, имеющая в составе более экономичные двухконтурные турбореактивные двигатели с форсажной камерой НК-74. Эти силовые установки по заказу собирались в г. Самара на СНТК им. Н.Д. Кузнецова. Применение данных авиамоторов позволило увеличить параметр дальности полета.

Ту-160П – модификация, представляющая собой тяжелый истребитель дальнего сопровождения. Он мог нести на борту ракеты класса «воздух-воздух», имеющие среднюю и большую дальность действия.

Ту-160ПП – проект самолета радиоэлектронной борьбы. На данный момент имеется только макет в натуральную величину, определены характеристики нового самолета и состав аппаратуры.

Статья в тему:  Профессия Повар (3-й разряд) в Едином Тарифно Квалификационном Справочнике. Должностная инструкция повара третьего разряда Повар 3 разряд что делает

Ту-160К – проект самолета, входящего в состав авиационно-ракетного комплекса «Кречет». Доведен до стадии готового эскизного проекта в КБ «Южное». Главным конструктором был В.Ф.Уткин. Работы над АРК «Кречет» проводились в 1983-1984 гг. с целью не только повышения эффективности и живучести баллистических ракет во время ядерного взрыва, но и для проверки энергетической функциональности самолета-носителя. Вооружен ракетой «Кречет-Р».

Это двухступенчатая малогабаритная МБР 4-го поколения. Она комплектовалась маршевыми твердотопливными двигателями на смесевом топливе. В режиме полета использовалось жидкое монотопливо. Грузоподъемность самолета-носителя Ту-160К составляла 50 т. То есть, модификация могла нести на борту две МБР «Кречет-Р» весом по 24,4 т каждая. С учетом дальности полета самолета Ту-160К его эффективное применение составляло в расстоянии до 10 тыс. км.

На стадии проекта завершилась разработка наземного оборудования для координации действий самолета в декабре 1984 г.

Система управления ракетами

«Кречет-Р» — автономная система управления ракетами , инерциальная, с подключением к внешним источникам информации. Координаты и скорость ракеты поступали на борт самолета со спутника, а от астрокорректора уточнялись углы положения командных приборов. Первая ступень органов управления – это аэродинамические рули, вторая – управляющее поворотное сопло. МБР планировали оснастить разделяющими головными частями, имеющими индивидуальное наведение, и ГЧ, которые предназначались для прорыва вражеской ПРО. Работы над АРК «Кречет» свернули в середине 80-х годов ХХ века.

Статья в тему:  Сценка-поздравление «Малыш и Карлсон на юбилее. Конкурс малыш на свадьбе

Ту-160СК − самолет, который предназначался для переноса трехступенчатой жидкостной системы «Бурлак», масса которой составляла 20 т. Согласно расчетам конструкторов на орбиту можно было вывести до 600-1100 кг груза. При этом доставка обойдется в 2-2,5 раза дешевле, нежели применяя ракеты-носители, имеющие аналогичную грузоподъемность. Пуск ракеты с Ту-160СК должен происходить на высотах 9000-14000 м на скорости самолета от 850 до 1600 км/ч. Характеристики комплекса «Бурлак» должны были превосходить американский аналог дозвукового стартового комплекса, носителем которого был Boeing B-52, укомплектованный ракетой-носителем Pegasus. Назначение «Бурлака» − группировка спутников в случае массового поражения аэродромов. Разработка комплекса началась в 1991 г., ввод в эксплуатацию планировался в 1998-2000 годах. В составе комплекса также должны были находиться станция наземного обслуживания и командно-измерительный пункт. Дальность полета Ту-160СК к месту пуска ракеты-носителя составляла 5000 км. 19 января 2000 года аэрокосмическая корпорация «Воздушный старт» и «ЦСКБ-Прогресс» в г. Самара подписали документы о сотрудничестве в направлении создания авиаракетного комплекса «Воздушный старт».

Ту-160М

Ту-160М – новейшая модернизация самолета Ту-160. В его состав входит только новое вооружение и радиоэлектронное оборудование. Только ОФАБ-500У Универсальная осколочно-фугасная авиационная бомба ОФАБ-500У предназначена для поражения живой силы, легкобронированной и легкоуязвимой техники, военно-промышленных объектов, железнодорожных узлов, войсковых фортификационных сооружений. он может нести на борту до 90 штук массой по 500 кг каждая. По мнению экспертов, российский бомбардировщик-ракетоносец по многим показателям впереди британского аналога – истребителя Typhoon. К примеру, дальность полета отечественного самолета даже без дозаправки больше, чем у британца в 4 раза. Ту-160М способен нести на борту не только больше безъядерных ракет и авиабомб, но и имеет лучший показатель КПД двигателей.

Статья в тему:  Обморочные козы. Козы, которые при испуге падают в обморок

Безусловно, стоит также сказать и про увеличивающуюся мощь «Белых лебедей». Уже начались летные испытания обновленного ракетоносца Ту-160М, который в ближайшее время поступит на вооружение дальней авиации ВКС РФ.

Высокая поддержка

Глава государства назвал проведенную работу по созданию этого самолета «большим успехом коллектива завода».

КАЗАНЬ, 12 фев — РИА Новости. Президент РФ Владимир Путин выразил удовлетворение результатами производства боевого ракетоносца Ту-160.

Ту-160 БЕЛЫЙ ЛЕБЕДЬ — самый большой самолет с изменяемой геометрией крыла, безусловно, одна из наиболее мощных в мире боевых машин. В 2015 году было объявлено о решении возобновить производство стратегических ракетоносцев на Казанском авиазаводе. 16 ноября 2017 года новый самолет был передан из цеха окончательной сборки на летно-испытательную станцию завода. Благодаря модернизации эффективность Ту-160 должна увеличиться на 60%.

Конкурентов нет

По мнению военного эксперта, благодаря улучшенным тактико-техническим характеристикам самолета на ближайшие годы конкурентов у него нет. «Ту-160М получит бесспорно новейшие электронные бортовые системы, инерциальную навигационную систему, модернизированные системы управления вооружением. Ту-160 сейчас усиливают группировку в Арктике, а также успешно участвовали в боевых действиях в Сирии. Недавно, к примеру, они перемахнули Атлантический океан, несколько морей и неожиданно для всего мира оказались в Венесуэле, под боком у взбешенных США», — говорит об уникальности «Белых лебедей» Михайлов.

Еще об одной боевой изюминке самолета сообщил на итоговой коллегии Минобороны Сергей Шойгу. Ту-160 выполнили пуски 12 крылатых ракет воздушного базирования Х-101 по полигону Пембой, расположенному за полярным кругом. Глава ведомства добавил, что в противовес развертыванию США глобальной системы ПРО наши Вооруженные силы наращивают ударный потенциал.

Статья в тему:  Производство, передача и распределение электрической энергии. Производство и использование электрической энергии

Вне всякого сомнения, Ту-160 один из самых совершенных авиационных комплексов в мире. Он обладает огромным потенциалом и непревзойденной мощью. А ещё, он очень красив, за что Ту-160 и получил прозвище БЕЛЫЙ ЛЕБЕДЬ.

В настоящее время Минобороны России приступило к заключению первых контрактов по возобновлению производства стратегических бомбардировщиков Ту-160М2. Объявили, к примеру, что будут построены дополнительные 50 модернизированных стратегических бомбардировщиков под индексом Ту-160М2.

Плановые полеты

Стратегические ракетоносцы Ту-160 выполняют плановые полеты в воздушном пространстве над нейтральными водами акваторий Баренцева, Норвежского и Северного морей. Как правило, авиационное сопровождение самолетов дальней авиации выполняют экипажи истребителей-перехватчиков МиГ-31. Продолжительность полета при этом составляет более 13 часов.

В ходе полета экипажи Ту-160 и МиГ-31 отрабатывают дозаправку топливом в воздухе. На отдельных этапах маршрута российские самолеты сопровождают истребители ВВС стран НАТО.

Летчики дальней авиации регулярно выполняют полеты над нейтральными водами Арктики, Северной Атлантики, Черного и Каспийского морей, Тихого океана. Все полеты выполняются в строгом соответствии с Международными правилами использования воздушного пространства.

Цена вопроса

Ту-160 по экспертным оценкам стоит в диапазоне $250–600 млн. В 1993 году СМИ называли 6 млрд рублей, что соответствовало примерно $600 млн. Один час полета ракетоносца без боевого применения, к примеру, обходится в 580 тыс. рублей (около $23,3 тыс.). Для сравнения, стоимость американского бомбардировщика B-1B, близкого к Ту-160 по летно-техническим характеристикам, составляет $317 млн, час полета обходится в $57,8 тыс.

Статья в тему:  Со скольки лет можно стать индивидуальным предпринимателем. Со скольки лет можно открыть ип гражданину россии и иностранцу

Можно с определенной погрешностью рассчитать стоимость заправки самого тяжелого боевого самолета в мире. На самолете установлены топливные баки общим объемом 148 000 литров. При средней цене авиационного топлива (керосина) около 50 000 рублей за тонну получается 7 400 000 рублей за одну заправку.

Конструкция воздушного судна

Конструкция стратегического бомбардировщика Ту-160 изготовлена по схеме интегрального низкоплана с неподвижным крылом, меняющим в полёте свою стреловидность. Моноплан снабдили 4 двигателями, он имеет трёхопорные шасси, цельноповоротный киль, автономный энергоузел. Фюзеляж летательного аппарата слит в единое целое с центропланом и оперением. Чертежи, на основании которых создавался Ту-160, позаимствованы у нескольких Ту: 144/142 МС/22 М.

Фюзеляж

У ракетоносца Ту-160 имеется 6 основных частей. Каждая из них используются для размещения техники, оружия или лётного состава воздушного судна. В носовой — РЛС, за ней идёт отсек с радиотехникой. Центральная часть воздушного судна — неразъёмная, её протяжённость — 47 метров. Она включает фюзеляж с кабиной для лётчиков и штурмовиков, два грузоотсека, где размещается оружие. За кабинкой находится неподвижная часть крыла самолёта, кессон-отсек центроплана, гондолы двигателей. В конце — хвостовая часть.

Летательный аппарат изготовлен из различных сплавов. Основа — из алюминиевого и титанового. Элементы и механизмы воздушного судна — из легированной стали и титана.

Крыло

У Ту-160 «Белый лебедь» крыло с изменяемой стреловидностью. Такая конструкция позволяет развить максимальную скорость, но существенно сэкономить на топливе. Поворотная часть передвигается по передней кромке от 20 до 65 градусов.

Статья в тему:  Идеи для бизнеса биокамины. Как начать бизнес на производстве биокаминов? Этапы налаживания производства по бизнес-плану

Размах крыла при минимальной стреловидности — 57,7 метров. Конструкция крыла — кессонная, изготовлена из алюминиевых сплавов. Внутреннее углубление используется для размещения топливных баков.

Шасси

У бомбардировщика стратегического назначения шасси изготовлено по трёхопорной схеме. Оно включает переднюю стойку и 2 основные. Главные стойки имеют по 6 колёс каждая. Они убираются в нишу на центроплане, которая размещена между воздухозаборниками и отсеком для вооружения. Носовое шасси имеет 2 колеса. Оно также убирается в нишу под кабиной лётчиков. Уборка и выпуск шасси осуществляется гидросистемой. Передняя стойка поворотная, основные — неповоротные. Согласно техническим характеристикам воздушное судно может разгоняться и приземляться на ВПП с асфальтно-бетонным покрытием. Протяжённость полосы — 2 500 м.

Силовая установка

На летательном аппарате находятся 4 двигателя марки НК 32. Они характеризуются пониженным расходом топлива. Находятся под фюзеляжем самолёта Ту-160, попарно в гондолах. В момент запуска раскрутка двигателей осуществляется от воздушного стартёра. Для автономного энергопитания — ТА 12.

Гидросистема

Воздушное судно имеет 4 гидросистемы высокого давления. Они задействованы для управления барабанами пусковых установок, шасси, взлётно-посадочными механизмами. На 4 двигателях установлено по 2 гидронасоса. Турбонасосные установки ВСУ и ТНУК используются в качестве резерва.

Топливная система

Конструкция разрешает разместить 13 кессон-баков, которые рассчитаны на 171 тыс. л топлива. Этого количества, согласно технически характеристикам, хватит для беспосадочного полёта на расстояние 13 тыс. км. Каждый двигатель питается от своего кессон-бака. При аварии можно перекачивать топливо из одной ёмкости в другую. Предусмотрена дозаправка военного летательного аппарата в воздухе. В носовой части расположен топливоприёмник в виде убирающейся штанги. В качестве топливозаправщиков могут выступать Ил-78 или Ил-78 М. Самолёт использует азотированное авиационное топливо Т-8.

Статья в тему:  Конкурсы розыгрыши на день рождения взрослых. Нектар забавных пожеланий

Электроснабжение

Четыре двигателя снабжены бесколлекторными генераторами постоянного тока, а также привод-генераторами переменного тока ГП-22, их мощность — 120 кВА. ВСУ ТА-12 даёт возможность обеспечить бомбардировщик резервным энергопитанием в воздухе или на земле.

Вооружение

Боевая нагрузка летательного аппарата — более 40 тыс. кг. Состав вооружения: свободнопадающие и управляемые авиабомбы крупного калибра. На борту также размещаются ракеты класса «воздух-поверхность», морские мины и ядерные боеголовки. Все авиабомбы находятся в бомбовых отсеках на барабанных пусковых установках. Тип вооружения: Х-15С (по 12 штук на МКУ), Х-55СМ (по 6 шт. на МКУ), Х-555, Х-101.

Кабина

В кабине летательного аппарата Ту-160 могут находиться 4 члена экипажа — 2 лётчика и 2 штурмана. Кресла оборудованы катапультой. Борт имеет санузел и комнату отдыха для членов экипажа. Электронная техника кабины представляет собой современные ЭВМ.

Навигация и радиооборудование

Модели самолёта Ту-160 используют АБСУ 200. Управление — сдвоенное, вместо штурвалов — ручки. По тангажу бомбардировщик управляется цельноповоротным стабилизатором. Для управления по курсу используется цельноповоротный киль, а по крену — флапероны и интерцепторы. Применяемая навигационная установка — К-042К.

Для обнаружения и распознавания объектов на большом расстоянии имеется прицельно-навигационная установка «Обзор К». Бортовой оборонный комплекс «Байкал» обнаруживает вражеские ПВО, их расположение, создаёт в случае необходимости помехи и устанавливает ложную завесу. В его состав входят специальные установки по обнаружению любых угроз от авиации или ПВО неприятеля. Он имеет РЭБ и автоматическое устройство отстреливания ложных целей. В хвостовой части имеются отражатели и инфракрасные ловушки. Здесь же размещается теплогенератор «Огонёк». Его назначение — обнаружение ракет и самолётов неприятеля.

Статья в тему:  Как отследить цифровой трек номер. Почему у посылки с Алиэкспресс трек номер без букв? Что делать, если посылка не отслеживается совсем

Новые модели воздушных средств

Весной 2000 года обновленная модель ракетоносца Ту-160 полнила состав ВВС Российской Федерации. Спустя 5 лет комплекс был принят на вооружение. Весной 2006 года подошел к завершению последний испытательный тур по модернизации для усовершенствования характеристик силового агрегата НК-32. Благодаря внесенным изменениям инженерам-конструкторам удалось повысить надежность силового агрегата и в несколько раз увеличить его ресурс.

В небо влетел обновленный серийный бомбардировщик в конце 2007 года. Согласно ранее утвержденным планам, конструкторы должны были на протяжении ближайших 12 месяцев модернизировать еще 3 модели военно-воздушных средств. Просмотрев фото Ту-160 ранних и обновленных моделей, можно самостоятельно понять, какую грандиозную работу пришлось выполнить инженерам-конструкторам.

Согласно аналитическим данным, в 2013 году в составе ВВС Российской Федерации насчитывалось 16 моделей Ту-160.

Сергей Шойгу в 2015 году выступил с заявлением, в котором была подчеркнута важность возобновления мощнейших бомбардировщиков. Заявление было рассмотрено и одобрено, что позволило российским авиаконструкторам приступить к возобновлению производственного процесса. По предварительным данным, обновленные модели бомбардировщиков Ту-160 М и Ту-160 М2 будут запущены в серийное производство в начале 2023 года.

Заключение

Ту-160 – это наиболее совершенный российский стратегический бомбардировщик, развивающий скорость до 2200 км/ч. По этому и некоторым другим показателям он превосходит аналогичные самолеты, принятые на вооружение в других странах.

В настоящее время бомбардировщики проходят модернизацию: борта оснащают новой радиоэлектронной аппаратурой, позволяющей применять высокоточное неядерное оружие. Кроме того, планируется начать производство модернизированной версии Белого лебедя Ту-160М2.

Статья в тему:  Как помочь ребенку выбрать будущую профессию. Дело жизни: как помочь детям выбрать профессию

В завершение

Самолет «Белый лебедь», фото которого представлено выше, является уникальным реактивным бомбардировщиком, аналогов которому долгое время не было в мире. Его характеристики и возможности признаны специалистами, как одни из лучших в своем классе. К сожалению, серийное производство этих аппаратов было довольно ограниченным, в силу дороговизны материалов, сборки и оснащения. После развала Советского Союза выпуск данных самолетов прекратился, но некоторые из изготовленных образцов еще эксплуатируются, показывая отличные результаты, даже по сравнению с лучшими зарубежными аналогами.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: