Как помочь ребенку выбрать профессию — четыре ключевых подхода
Как помочь ребенку выбрать профессию — четыре ключевых подхода
Выбор профессии для ребенка — очень чувствительная тема для большинства родителей. Естественно, все желают своим детям успешной карьеры, финансовых результатов, признания.
И вопрос тут не столько профессиональный, сколько психологический. Одни родители хотели бы, чтобы их дети не совершали их ошибок, а другие наоборот, желали бы, чтобы дети повторили их карьерный путь.
Но как распланировать этот путь, если через пять лет, по данным Международной организации труда, каждая третья профессия исчезнет, а каждая вторая претерпит большие изменения?
Очевидно, что полностью брать на себя ответственность за успешную карьеру ребенка не имеет смысла. Стоит работать над тем, чтобы создать ту самую благоприятную среду, в которой ребенок сможет развиваться, искать свой путь и строить свою карьеру мечты. О том, на что стоит обратить внимание, расскажут эксперты международного кадрового агентства Kelly Services.
Как помочь ребенку определиться с выбором профессии? 4 совета
1. Начните с выявления талантов и интересов
Даже тем, кому они кажутся очевидными, советую не пропускать этот пункт — упражнение может выявить новые неожиданные стороны или лучше раскроет имеющиеся.
Для этого можно воспользоваться следующей схемой: взять листок бумаги и попросить ребенка написать ответы на вопрос «Что я люблю?». Писать надо не только то, что ребенок любит делать, но что и просто любит. Это может быть дождь или соседская собака. Но даже такие маленькие детали смогут дать вам подсказку и помочь пазлу сложиться. Кто знает, может, ваш ребенок — будущий метеоролог или ветеринар 😊
2. Воспользуйтесь перечнем направлений
Используя список того, что ваш ребенок любит, попробуйте представить, в каком направлении он смог бы это применить. Далее можно брать отдельные специальности и проецировать полученную информацию на них:
- профессии, связанные с точными науками: физика, химия, математика;
- творческие профессии: фотограф, дизайнер, реставратор, композитор;
- социально-гуманитарная направленность: это и профессии в сфере туризма, и политические, и философские, и многие другие;
- гуманитарные: педагог, журналист, лингвист;
- военно-спортивные профессии: военные и полицейские, тренеры;
- IT и digital направленность: от создания программ до продвижения сайтов.
3. Расширяйте кругозор ребенка
Больше узнавайте о привлекающих ребенка профессиях и погружайте его в рабочую среду. Можно подписаться на блогеров, которые ведут странички на тему своей профессии, подробно освещая свои рабочие будни:
Есть и YouTube-каналы, рассказывающие о специальностях в совершенно разных сферах:
Подводные камни, рутина и самые интересные моменты, наблюдение за самим процессом работы — все это позволит ребенку глубже погрузиться в профессию и понять, привлекает ли она его / ее или нет.
4. Пусть ребенок больше общается со знакомыми взрослыми и студентами
Их надо расспрашивать о работе / учебе. Люди всегда охотно рассказывают о себе и своей деятельности, а заодно могут в красках поведать и о племяннике-моряке, знакомом-стоматологе и т.д.
В 5–9-м классах уже можно определить сферы профессиональных интересов ребёнка, его склонности и способности. Можно начать «от противного» — понять, что ребёнку точно не подойдёт. Например, вряд ли стоит подталкивать застенчивого подростка к профессии, которая требует много общаться с людьми, а неусидчивого сорванца — к кропотливой и неподвижной работе на одном месте.
Определиться точнее поможет психолог. Именно в средней школе многие родители впервые обращаются к специалисту с просьбой помочь ребёнку определиться.
У психолога есть целый арсенал методик для определения профессиональных склонностей. Например, в пятом-шестом классах это может быть короткая беседа на тему «Моё любимое занятие». В седьмом-восьмом классах ребёнок уже может написать эссе «Чем я могу помочь людям?». С девятиклассниками я использую методику «Хочу, могу, надо».
Начинать стоит как можно раньше, считает психолог Светлана Белолипецкая, потому что профориентация — это долгий процесс. Невозможно побеседовать со специалистом полчаса и получить секрет успеха.
У меня есть такие клиенты, которые проходят первое тестирование в восьмом классе. Потом они возвращаются через год, и мы смотрим динамику: какие-то профессиональные сферы уходят, другие, наоборот, усиливаются. Это действительно долгий процесс.
Совет 3. Не гонитесь за востребованными профессиями
Востребованность и высокооплачиваемость профессии — явление непостоянное. Важно изучать мир профессий, читать об условиях трудах, о плюсах-минусах. И если рейтинги востребованных профессий побудят ребенка к размышлению о будущем, то это хорошо. Но специально выбирать профессию программиста, экономиста или нефтяника, если сейчас они хорошо оплачиваются, неверно. Мода на профессию может пройти, а человек останется с нелюбимой и невостребованной профессией.
Как помочь ребенку с выбором профессии
Softskills и будущая профессия
Предложите подростку рассмотреть те профессии, которые его заинтересуют, а не те, которые, по вашему мнению, сейчас на пике популярности. Каждый вид деятельности имеет свои специфические сложности, так называемые требования, предъявляемые профессией к человеку. Если они совпадают с личными качествами, индивидуально-психологическими особенностями и возможностями, тогда говорят о профессиональной пригодности. Для того, чтобы помочь школьнику разобраться в том, чем ему заниматься в будущем, обратите внимание на его интересы, склонности и способности. Попробуем разобраться в этом.
- Интересы. Интересы побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия. Например, если ученик, увлекающийся биологией и посещающий соответствующий кружок, поставлен перед необходимостью перевести очень интересную статью по биологии с иностранного языка, которым плохо владеет, соглашается это сделать и выполняет, то его интерес, безусловно, устойчивый. Как правило, интерес формируется в реальном деле: пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь, чтобы ваш ребенок попробовал себя в разных видах деятельности (спорте, литературе, искусстве, науке) в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках и секциях, музыкальных школах и т. п.
- Склонности. Когда подростка привлекает не только результат, но и сам процесс работы, можно говорить о склонности к такому виду деятельности. Если интересы выражаются формулой «хочу знать», то склонности ассоциируются с формулой «хочу делать». Одно дело — интересоваться книгами о животных, но совсем другое — находить удовольствие в ежедневной работе по уходу за ними.
- Способности. А вот способности — это индивидуально-психологические свойства человека, от которых зависит возможность успешного осуществления определенного рода деятельности. Поэтому при выборе профессии ориентируйтесь не только на знания своего ребенка, но и на так называемые универсальные компетенции softskills, то есть личные качества и способности. От этого зависит, каков потенциал школьника и какого уровня он сможет достигнуть в будущем.
Соберите как много больше информации о профессиях
Не забывайте про информационный ресурс. Все знают об IT-специалистах. Остальные «успешные» направления малоизвестны большинству школьников и их родителям. Поэтому необходимо ориентироваться на современном рынке труда для того, чтобы предоставить подростку максимум информации о разных профессиях.
Смотрите ролики, документальные фильмы, читайте блогеров
Подростки часто отвергают предложения родителей или относятся к ним не совсем внимательно. Попробуйте как бы невзначай рассказать об особенностях той или иной профессии. Или, напротив, поинтересоваться у ребенка, что он думает о ней и как представляет себе деятельность, а потом вместе, тоже ненавязчиво, посмотрите видео или почитайте статью. Можно подобрать разнообразный контент о профессии: ролики, видео-интервью, художественные и документальные фильмы; найдите блогеров, пишущих интересно о выбранной профессии.
Посещайте профильные мероприятия
Существует много открытых мероприятий (выставки, конференции, форумы). Кроме информационного насыщения, они дают возможность расширить свои представления о направлениях внутри профессии, сфокусировать свое внимание на наиболее интересующем ребенка направлении или специализации. Можно сходить вместе или отправить школьника одного или с друзьями.
Обратите внимание на проект «Университетские субботы». В его рамках большинство московских вузов проводят по субботам лекции, мастер-классы и экскурсии для школьников, участие во всех мероприятиях бесплатное. Встречи посвящены разным направлениям и ориентированы на учеников разных возрастов. График и аннотация мероприятий доступны на сайте проекта «Университетские субботы» на несколько месяцев вперед. Участие в проекте поможет определиться с профессией, узнать больше о специальностях, познакомиться с будущей сферой деятельности, а также посмотреть на конкретный вуз и его преподавателей изнутри.
Личное общение со специалистами
Не забывайте, что один из действенных способов знакомства с профессией — это примерить ее на себя. Например, можно найти через знакомых или в социальных сетях представителя профессии, которой интересуется ребенок, и организовать с ним встречу. Идеально вместе с подростком подготовиться к разговору: составить список вопросов о профессии, о том, как проходит рабочий день специалиста, чем конкретно он занимается на работе, какие преимущества и недостатки характерны для этого вида деятельности. Эти вопросы подросток сможет задать в процессе общения.
Актуальность профессии
Расскажите ребенку, какие профессии сейчас действительно нужны. Ведь как в любой сфере, на рынке труда есть своя мода. Руководствуясь ей, пару лет назад абитуриенты массово штурмовали экономические и юридические факультеты, в результате чего сейчас мы получили перепроизводство специалистов с дипломами экономистов и юристов. Параллельно в других сферах (например, промышленность и производство) образовалась кадровая яма. До сих пор большинство школьников считают экономику привлекательной сферой для своего развития. При этом статистика рынка труда показывает, что только медицина испытывает реальный дефицит кадров — где на 1 вакансию приходится всего 2,2 резюме. В остальных сферах найти работу значительно сложнее — например, на позицию экономиста претендует порядка 10 соискателей.
Удивите своего ребенка! Покажите неочевидные решения: около трети востребованных вакансий относится к сферам, вообще не упомянутым школьниками. Пока большинство мечтает быть переводчиками, юристами, программистами, рынок реально нуждается в строителях, специалистах сферы сервиса и инженерах.
Переходите от теории к практике
- Практика. Ищите возможности для практики. Например, экскурсии в компании. Здесь подросток не просто знакомится с работой организации, но и видит практическую деятельность представителей разных профессий и может напрямую задать интересующие вопросы.
- Волонтерство. Подберите такие волонтерские проекты, которые либо напрямую связаны с интересующей профессией, либо позволяют получить опыт и навыки, необходимые для успеха в ней. Например, проекты помощи детским домам, когда ребята устраивают праздники малышам, подойдут заинтересованным в работе с детьми, в профессиях, требующих организаторских и творческих способностей. Проекты по озеленению позволяют ближе узнать специальности ландшафтного дизайнера, паркового архитектора, флориста.
- Стажировки. Если выбранная профессия предполагает такую возможность, устройте ребенка на стажировку во время каникул или выходные дни. Именно возможность поработать в профессии открывает новые возможности и дает другой импульс профессиональному выбору. Если у вас лично нет возможности обеспечить подростку стажировку по выбранной специальности, обратитесь к интернет-сообществу. Как правило, всегда найдется взаимовыгодное предложение: подросток получает опыт и знания, а работодатель — стажера.
- Наставники. Можно найти подростку ментора или наставника, который готов помогать советами и собственным мнением на пути профессионального выбора. Обращайтесь к специалистам, психологам, используйте тесты.
Вся правда о профориентационных тестах
Профориентация как система мер, направленных на помощь в выборе профессии, предлагает подойти к проблеме с научной точки зрения. Определить, какая профессия подойдет ребенку, с помощью одного-единственного теста невозможно: современные методики включают тесты или специальные задания, которые курируют психологи. Но, нужно понимать, что тесты хоть и полезный инструмент, но перекладывать на них полностью ответственность за выбор профессии не стоит. Суть тестов не в том, чтобы диагностировать, распознать и сказать: «Все, эта профессия тебе подходит или не подходит». Важно, что ребенок получает информацию о профессиях. Тесты помогают понять, какие способности и желания есть у подростка сейчас и как реализовать их в профессиональной деятельности. Профориентация — это не какое-то одномоментное решение, а процесс, растянутый во времени.
Методика профориентации, которая используется на Учебе.ру, включает 17 субтестов. Чтобы учесть все самое важное для выбора профессии, авторы методики создали инструмент, отвечающий самым строгим критериям научного сообщества, вложив в него более чем двадцатилетний опыт работы. При построении карьерной траектории школьника анализируется 72 показателя. Около 10 тысяч подростков от Калининграда до Владивостока уже прошли тестирование. В результате профоиентации школьник сможет понять, где применить свои таланты и в какой отрасли искать специальность в соответствии с интересами.
Типичные ошибки при выборе профессии
Старайтесь избегать типичных ошибок при выборе профессии:
- Не разделяйте профессии на «престижные» и «непрестижные»;
- Не отождествляйте учебный предмет с профессией;
- Не переносите отношение к конкретному человеку на его профессию;
- Не выбирайте профессию под чьим-то влиянием;
- Нз заставляйте подростка учиться ради диплома: лучше потратить пару лет на самоопределение, а потом найти идеальную для себя специальность.
Главное правило при выборе профессии
Всем, для кого актуален вопрос профессионального самоопределения, помните о «золотом правиле выбора профессии». Необходимо учитывать три основных параметра — «Хочу», «Могу», «Надо».
- «Хочу» — «Хочешь ли ты заниматься этим делом?»
- «Могу» — «Есть ли у тебя необходимые для этого дела качества?»
- «Надо» — «Нужна ли эта профессия на рынке труда?»
Если на все три вопроса ответ «Да», значит выбор сделан правильно! Главное правило — помнить — ребенок должен выбрать профессию самостоятельно. Только сам человек знает, что ему нужно. И только так ребёнок не будет обвинять родителей, если что-то пойдёт не так, или думать, что упустил свой шанс.
Не знать, кем ты хочешь стать, — нормально. Как помочь ребёнку выбрать профессию
Чтобы помочь ребенку определиться с профессией, нужно долго с ним разговаривать (и лучше без токсичных фраз ), вместе пытаться искать путь к успеху (и обсуждать, что вообще такое — успех), изучать перспективные профессии, спрашивать совета у специалистов, пробовать, ошибаться и считаться с мнением подростка, даже если оно отличается от вашего. Вспоминаем все, что мы уже писали на эту тему, и отвечаем на главные вопросы родителей.
Когда нужно начинать профориентацию?
Чаще всего серьезно вопросом профориентации начинают задаваться, когда ребенку исполняется 14–15 лет. И это логично, потому что в данном возрасте у человека уже формируются некоторые представления о современном мире и профессиях в нём, а также о собственных интересах. Плюс подростковый возраст — время первых серьезных решений: уходить из школы после 9-го класса или же учиться до 11-го и начинать подготовку к вузу. Принятие этого решения может стать серьёзным стрессом для всей семьи.
Чтобы снизить тревогу, разумно будет начать процесс выбора пути заранее. Конечно, не нужно, чтобы ребёнок, идя в пятый класс, точно знал, кем он станет, когда вырастет: за годы и мир, и представления о нём могут сильно измениться. Но важно, чтобы он видел доступные ему сферы, мог получить доступ к инструментам для развития в них и подходил к окончанию девятого класса с набором вариантов.
С чего тогда начать? С профориентационного теста?
Конечно, тестов на профориентацию много, и вы можете найти их в интернете. Да, они не скажут ничего конкретного, но могут стать хорошим стартом. Лучше всего, если тест получится пройти вместе с психологом — подойдет и школьный, и частный специалист. Психолог поможет проанализировать результат, а это сделает выбор более точным.
Важно понимать, что профориентация, особенно в современном мире, — это не столько выбор конкретной профессии (профессии сегодня очень быстро трансформируются, исчезают и возникают), сколько набор оптимальных факторов: с людьми человек будет работать или с техникой, в корпоративной среде или индивидуально, насколько важны для него социальная защищенность и творческое самовыражение и так далее. Для всего этого очень важно понимание особенностей личности, и консультация психолога может стать здесь хорошим подспорьем.
Чем я ещё могу помочь ребёнку? Хочу подойти к принятию решения серьезно
Первое, что вы можете сделать уже в раннем возрасте, — разговаривать и наблюдать: что ребёнку нравится? Увлечения и даже манера поведения так или иначе говорят о личности, и из этого можно сделать выводы о том, что подойдет человеку в будущем.
Желание все время играть в больницу может и не означать, что ребёнку подходит профессия врача, но, возможно, говорит о том, что ему важно проявлять заботу и брать на себя ответственность во взаимодействии с людьми. Если ребёнок хорошо улаживает конфликты в компании или лидирует в коллективе, это может быть сигналом того, что ему неплохо будет развивать управленческие навыки. А увлечение компьютерными играми может значить, что ребенку интересна эта сфера, — тогда почему бы не узнать про возможности карьерного развития в ней?
Будьте чуткими и прислушивайтесь. Предложите ребенку узнать о профессиях, связанных с тем, что ему интересно, где его увлечения и склонности могут быть применимы. Если вы не знаете многого об этой сфере, предложите сделать исследование вместе. Вы можете узнать о перспективах, о которых и не догадывались.
Пора решать, куда идти учиться, а ребёнок ничего не знает и не хочет
В таком случае принцип сохраняется тот же, что и в предыдущих пунктах, но с условием сжатых сроков. Если решите обратиться к психологу, дайте знать сразу, что времени у вас мало. Постарайтесь акцентировать внимание на вашей цели и получать как можно больше информации о сферах, связанных с конкретными увлечениями. Даже если это увлечение — гулять с друзьями во дворе (в этом случае, возможно, стоит обратить внимание на сферу коммуникаций). Также если есть возможность дать ребенку чуть больше времени и остаться в школе до 11-го класса, разумнее будет принять это решение.
Главное — не давите на ребенка и не принимайте решения за него. Не знать, кем ты хочешь стать, — нормально
Так же нормально понять в процессе или после обучения по специальности, что нужно заниматься чем-то другим. Если у ребенка нет никаких предпочтений, можно остановить выбор на наборе специальностей широкого профиля с упором на коммуникативные навыки и soft skills, которые пригодятся в любой профессии.
Ребёнку нравится профессия, которая мне кажется бесперспективной и нестабильной. Что делать?
К сожалению, когда вы не помогаете ребёнку сделать собственный выбор, а делаете выбор за него — особенно когда он уже определился с областью своих интересов, — вы создаете и себе, и ему много потенциальных проблем. В дальнейшем они будут связаны с чувством упущенных возможностей, неудовлетворенностью собой и профессией, обидой на вас.
Переживать за финансовое и социальное будущее ребенка нормально — но учитывайте, что вы не обладаете всей информацией о доступных ему путях развития.
Например, вам кажется несерьезным его увлечение кино и театром, но в этой области достаточно специальностей, которые могут приносить стабильный доход, от кино- и театрального менеджмента до актерской работы в цифровых проектах.
Ребенок выберет путь практического применения своих навыков сам, когда понятия, которыми оперируете вы — стабильность, прибыльность, — станут ему доступны
Ваша задача сейчас — быть поддержкой и помочь определиться с направлением, которое поможет раскрыть потенциал личности и приобрести уверенность в себе.
Есть ли эксперты по профориентации подростков, к которым можно было бы обратиться?
Такие эксперты есть, и работа с ними сильно упрощает путь выбора будущей профессии. Например, «Билет в будущее» от Worldskills — это проект ранней профориентации для учеников 6–11-х классов. После онлайн-тестирования, которое помогает определить сферу профессиональных интересов, участники больше узнают о самих профессиях под руководством опытных наставников. По итогам подросток получает рекомендации, в каком направлении и как ему развиваться.
Если вопрос профориентации для вас актуален прямо сейчас — Worldskills как раз запускает третий цикл проекта «Билет в будущее» в 70 регионах России. Пройти тестирование можно на сайте.