Основные конструктивные и оформительские элементы печатных изданий
Случайный анекдот:
Познакомились на банкете двое хоpошо подвыпивших “новых pyсских”, нy и начали хвастаться дpyг пеpед дpyгом своими yспехами. Дошли и до сексyальных подвигов. Один, значит, показывая pyкой, говоpит:
– Вон, видишь блондинкy с огpомным бюстом – это моя жена, а вон, видишь бpюнеткy с ногами от зyбов – это моя любовница.
Втоpой “новый pyсский” смотpел, смотpел на всё это своими хмельными, слабосообpажающими глазами и изpёк в ответ:
– Стpанно, а y меня почемy-то всё наообоpот?!
После того как обе части обложки готовы, можно приступать к созданию таких элементов книги, как:
1) Форзац (или авантитул)
Это конструктивный элемент издания в переплете, основное назначение которого — скреплять, соединять книжный блок с переплетной крышкой, а дополнительное — служить художественным элементом внешнего оформления;
Это иллюстрация в книге, которая помещается, обычно, на левой стороне разворота титульного листа. В качестве фронтисписа используются воспроизведённые в различных техниках портреты автора книги или персонажа (в данном случае портрет истинного автора сказок);
Это страница против лицевой страницы титульного листа с частью выходных сведений (например, о всем многотомном издании в целом или о титульных данных оригинального издания в переводной книге). Контртитул используют, чтобы разгрузить основной титульный лист, если выходных сведений на нем слишком много;
4) Титульный лист
Это начальный лист или разворот книги.
Создание Форзаца (авантитул)
После обложки располагается форзац (авантитул), следовательно, начать внутреннее оформление детского книжного издания нужно с него.
Так как авантитул это обычно пустая начальная страница книги, которая предшествует титульному листу, значит для оформления форзаца необходимо создать пустой лист с не вызывающим фоном.
Основываясь на схеме с гармоничным сочетанием цветов (Рис.24), было принято решение по выбору цветовой гаммы оформления форзаца и фоновых страниц.
Рисунок 24 – Схема гармоничных сочетаний цветов
Создаваемый сборник будет оформляться в соответствии с гаммой «Алоэ, Мятный, Песочный и Аквамарин», так как созданная обложка выполнена в голубо-бирюзовых тонах, соответствующих данной гамме.
Учитывая, что форзац это пустая страница, то в ее создании участвовали две функции: выбор фона и кадрирование фона под нужный размер. После выполнения этих двух функций был получен авантитул в песочных тонах, который следует отразить по горизонтали, чтобы получить полноценный разворот (Рис.25).
Рисунок 25 – Разворот авантитула
Создание Фронтисписа
За авантитулом следуют фронтиспис и контртитул. Фронтиспис собой представляет фоновое изображение и фотографию (или изображение) с портретом автора (как говорилось выше, в данном случае на фронтисписе будет расположен портрет истинного автора сказок, которые вошли в сборник). На контртитуле будут располагаться имя автора, название книги и название издательства.
Фронтиспис разрабатывается на новом фоновом изображении, которое предварительно было высветлено посередине, чтобы в дальнейшем там располагался портрет, а в книге – текст.
Портрет, перед размещением на фронтисписе, следует обработать. Как и в случае с иллюстрацией для обложки, исходное изображение было вырезано и видоизменено с помощью функции «Растушевка», для корректировки краев. Изображение с растушеванными краями не контрастирует с фоном и не выглядит необработанным. Так же под портрет следует поместить имя автора, изображенного на портрете, и даты жизни и смерти. Шрифт для надписи лучше выбрать курсивный, чтобы отобразить творческую натуру автора литературных произведений. Просмотрев несколько вариантов курсивных шрифтов, был выбран один – «Nicoletta script Regular» (Рис.26).
Рисунок 26 – Пример шрифта «Nicoletta script Regular»
Надпись выполнена 58 кеглем, а даты – 36, так как в данном шрифте цифры больше букв более чем в 1,5 раза. Размещенный чуть выше центра портрет, позволяет расположить надпись так, чтобы картина в целом не смотрелась непропорциональной. К слою с текстом применяется «стандартный набор» стилей с теми же настройками: «Внутренняя тень», «Наложение градиента» и «Тень». Таким образом, фронтиспис готов к размещению в макет книги (Рис.27).
Рисунок 27 – Фронтиспис
а)Знайте же,что ничего нет выше и сильнее,и здоровее,и полезнее впредь для жизни,как хорошее какое-нибудь вспоминание,и особенно вынесенное ещё из детства,из родительского дома.
б)”. Старый ли ты, усталый ли, занятый ли ты человек бросай всё и беги на зовущий голос. Этот голос всегда означал только одно: другим людям нужна твоя немедленная, безотлагательная помощь.
в)” мне в первый раз пришла в голову ясная мыслю о том, что не мы одни, то есть наше семейство, живет на свете, что не все интересы вертятся около нас, а что существует другая жизнь людей, ничего не имеющих общего с нами, не заботящихся о нам и даже не имеющих понятий о нашем существовании”
г)”Дни нездоровья были для меня большими днями жизни. В течение их, я должно быть, сильно вырос и почувствовал что-то особенное.
д) ” . Тут и самолюбие, и..ну, может быть, не самодисциплина, а нечто врожденное, перешедшее от деда и правда, ну. порядочность, что ли.
Определите основную мыслю, которая объединяет эти как будто столь различные высказывания.
Выписать самое главное Все наше достоинство заключено в мысли. Не пространство и не время, которых мы не можем заполнить, возвышают нас, а именно она,
наша мысль. Будем же учиться хорошо мыслить: вот основной принцип морали.
Ломоносов – самый известный российский просветитель, родился в бедной крестьянской семье зимой 1711 года. С малых лет Михаил помогал своему отцу-помору, плавая с ним на судах по Белому морю и в Северо-Ледовитый океан. Обладая природной тягой к знаниям, Михаил Васильевич уже в 14 лет обучился грамоте, прочитав все доступные ему на тот момент книги.
Понимая, что «выйти в люди» в своей приморской деревеньке Мишлинская не возможно, Ломоносов отправляется в Москву (1730г). Где через год, пойдя на обман, (Михаил Васильевич выдает себя за дворянина) поступает в Московскую академию. Ломоносов краткое сообщение Здесь он получает хорошую подготовку, в совершенстве овладев латынью и другими науками.
В 1736 году Ломоносова переводят в университет при академии наук в Петербурге, откуда его отправляют учиться на 3 года в Марбургский университет (Германия). Затем Ломоносов продолжает свое образование в Фрайбурге, где углубляется в физику и химию. В этих науках, впрочем, как и в астрономии, геологии, географии и других науках, Михаил Васильевич сделал много открытий, некоторые из которых легли в основу исследований будущих поколений. Так, Ломоносов открыл наличие у Венеры атмосферной оболочки, обозначил основы литературного русского языка, внес огромный вклад в молекулярную теорию тепла.
Вернувшись в Россию в 1741 году, Ломоносов быстро становиться профессором химии в академии, которую он закончил несколько лет тому назад в Петербурге. Через 7 лет после возвращения на Родину, Ломоносов создает свою первую химическую лабораторию, где многие приборы для исследований создает самостоятельно.
Начиная с 1742 года, Ломоносов читает лекции в Академии наук. Эти публичные лекции Михаил Васильевич ведет исключительно на русском языке, считая многих иностранцев, работавших рядом с ним, «неприятелями наук российских». В 1755 году выходит одно из выдающихся работ Ломоносова – “Российская грамматика”, первое публичное издание по русскому языку, получившее широкую известность. В этом издании Михаил Васильевич дает четкое разделение светского и церковного языка. Огромное значение имеют труды Ломоносова, направленные на создание русской стилистики.
Талант этого великого человека проявился и в поэзии. Ломоносов краткое сообщение Михаил Васильевич за всю свою жизнь написал много очень красивых произведений, которые приурочил к важным государственным событиям в России. Его оды изобилуют патриотическими нотами, восторженными метафорами и риторическими вопросами. Известен Ломоносов и по надписи на статуи Петра Великого, в которой он выразил свое восхищение царю-реформатору, ведь без этих реформ бедный мальчик-помор Михайло Ломоносов не смог бы стать одной из знаковых фигур в истории России. Умер Михаил Васильевич в 54-ти летнем возрасте. Его похороны состоялись на Лазаревском кладбище (Александро-Невская лавра) 8 апреля 1765 года. Ломоносов краткое сообщение
Пусть человеку нет никакой выгоды лгать – это ещё не значит, что он говорит правду: лгут просто во имя лжи.
1. Назовите элементы пьесы, в которых главные герои утверждают свою точку зрения на «век нынешний и век минувший».
2. Какие черты характера обнаруживают герои (Молчалин, Софья) в сцене объяснения после падения Молчалина с лошади. (Докажите в 5-6 предложениях).
3. Какие сословия современной автору России отображены в пьесе?
4. Для чего в пьесе используются говорящие фамилии?
5. Назовите термин, которым в литературоведении называют следующие реплики:
Где лучше? Где нас нет!
Шел в комнату – попал в другую.
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов!
Смешенье языков: французского с нижегородским.
Ах, злые языки страшнее пистолета…
УКАЖИТЕ, КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ ЭТИ РЕПЛИКИ.
6. По какой причине Репетилов не «взял» за женой приданного и не поднялся по службе?
7. Напишите развернутый ответ на вопрос: Как вы понимаете название комедии?
Переплести книгу можно в домашних условиях – это не сложно, но требует некоторых знаний и навыка. Давайте разберемся, как это сделать.
Для начала давайте разберемся с размерами и терминологией. Чтоб книга стояла на полочке вместе с другими книгами, нужно для начала знать стандартные размеры книг. Вот некоторые самые распространенные форматы:
Формат 60×90/8 (А4)
обрезной формат 210×297 мм,
часто используется размер 210×290 мм или 210×280 мм.
Формат 60×90/16 (А5)
обрезной формат 140×210 мм,
часто используется размер 140×205 или 140×200 мм.
Формат 60×90/32
обрезной формат 105×140 мм.
Формат 70×100/12
обрезной формат 215×215 мм.
Формат 70×100/16
обрезной формат 170×240 мм,
часто используется размер 165×235 мм.
Формат 70×90/16
обрезной формат 160×210 мм.
Формат 70×100/32
обрезной формат 110×160 мм, часто используется размер 105×160 мм.
Формат 84×108/32
обрезной формат 125×200 мм.
Под обрезным форматом книги понимается высота и ширина книжного блока.
Ляссе – тесьма, которую приклеивают одним концом к корешку книжного блока, а всю остальную часть прокладывают между страницами блока так, что другой конец выступает за нижний обрез блока.
Бинты – выпуклые поперечные полосы на корешке старинных кожаных переплетов, которые иногда имитируются в переплетах современных книг с помощью конгревного тиснения.
Каптал – это цветная тесьма с утолщенным краем, наклеиваемая на верхний и нижний края корешка книжного блока чтобы их скрепить, защитить и в целом упрочнить книжный блок. Кроме того каптал служит элементом внешнего художественного оформления.
Форзац – конструктивный элемент издания в переплете, основное назначение которого – скреплять, соединять книжный блок с переплетной крышкой, а дополнительное – служить художественным элементом внешнего оформления. Запечатанный форзац может быть фоновым, декоративно-орнаментальным, сюжетным и текстовым.
Существет несколько видов переплета:
1. Переплет тетрадей – так в основном делают в типографии. Яркие образцы того – ежедневники. Если у вас есть старый ежедневник или записная книга, посмотрите, как она сделана, скорей всего она состоит из нескольких тетрадок, сшитых между собой.
2. Переплет листов пропилами – так легче всего сделать в домашних условиях, так переплетают книги из серии дешевых детективов)). Недостаток этого метода заключается в том, что при разворачивании книги на полную, произойдет ее разлом и, как следствие из разломов будут вылетать листы.
3. Переплет “ласточкой” – также, как и пропилами, но пропилы делаются под углом 45 градусов.
Этот и предыдущий метод относится к шитью книжных блоков бесшвейным способом. Приемы такого шитья используют при изготовлении книжных блоков из листового материала, например из машинописных листов.
Итак на сегодня все. Шить, резать и клеить будем в продолжении статьи. читайте продолжение.