6 просмотров

Золотая Хохлома: русский народный промысел

Золотая Хохлома: русский народный промысел

Ещё в XVII веке в глухих заволжских лесах украшали росписью деревянную посуду, сработанную на токарном станке. Переселенцы, скрывавшиеся от религиозных и политических гонений в беспокойное петровское время, тоже стали понемногу участвовать в местном промысле. Среди них оказались и опытные живописцы, обогатившие немудреную крестьянскую роспись рисунками растительных мотивов и приемами свободного владения кистью. От древних ремёсел новые мастера унаследовали классические формы деревянных изделий и чёткие ритмы орнамента. Вот так, почти 300 лет назад, появилась в Заволжье Хохлома — в сёлах Сёмино, Новопокровское, Кулигино и городе Семёнове. Этому промыслу предстояло вырасти, пережить несколько эпох, прославиться на весь мир.

Image: cottonbro | Pexels

Дерево — материал послушный, всегда под рукой. Легко режется, легко расписывается. Не бьётся, не ломается. Деревянная посуда — и для красы и для дела годится. На русских ярмарках торговля «деревяшками» шла бойко. Каждый, кто заглядывал туда за всякой всячиной, покупал заодно ложки да плошки. Но не только жители соседних сел ценили посуду, сработанную заволжскими мастерами. Расписные товары, бережно упакованные в короба, грузили на барки и по Волге сплавляли к Астрахани, а уже оттуда дальше — на Кавказ, в Среднюю Азию, страны Востока. И всюду нравилась весёлая, золотая да алая Хохлома. Людям разных обычаев и языков была понятна немудреная хохломская роспись, её цветы и травы. Как же возник этот замечательный художественный промысел?

Статья в тему:  Измерение скорости интернета. Что считается нормальной скоростью интернета для различных задач и как ее измерить

Хохлома. Кухонный набор

«В городе Семёнове земледелием не занимаются. В течение года они выделывают разной деревянной крашеной и лаковой посуды и белой — чашей крупных, средних и мелких 550 тысяч, стаканов — 100 тысяч», — говорится в документе 1797 года. Спустя 100 лет в этом городе и ближайших деревнях промыслом занимались уже 800 человек. В 1916 году, незадолго до Октябрьской революции, в Семёнове открылась школа художественной обработки дерева. Её основателем стал художник Г. П. Матвеев. В советское время в этом центре хохломской росписи выросло новое поколение художников.

В селах Семино, Новопокровское и Кулигино находятся сегодня цехи фабрики «Хохломской художник». В городе Семёнове работает фабрика «Хохломская роспись». Большинство художников, работающих сегодня на фабриках — потомственные орнаменталисты.

Хохлома: оригинальный орнамент

Хохломской орнамент всегда подчинен определённому ритму. Его элементы чередуются в определённом порядке, создавая ощущение удали, полета, своеобразной деревянной «мелодии». Как это удаётся художникам?

Издавна мастера Хохломы используют два вида росписи — «верховой» и «фоновой». Верховой — это когда рисунок наносится сверху на фон. В результате получается четкий графический орнамент. Чаще всего это травка, кустики и веточки. Разновидность верхового «травного» письма — роспись «под листок» с плавно изогнутой ветвью, вокруг которой расположены небольшие листочки и круглые ягоды.

Хохлома: техника росписи

При верховом письме большая часть поверхности изделий остается золотой. Как же получается «хохломское чудо» — золотисто-медовый цвет дерева? В результате многочисленных операций — сушки, многократного покрытия жидким раствором глины, маслом, олифой и блестящим металлическим порошком — изделие приобретает сначала серебристый цвет. А потом начинается самое главное. На серебристый фон наносят рисунок, его просушивают, покрывают лаком и ставят в печь. При определённой температуре лак желтеет и темнеет. Серебристая поверхность становится золотистой…

Статья в тему:  Ескай скидка на первый заказ. Esky - промокоды и купоны

В росписи «под фон» на красном, зеленом или черном фоне выделяется золотой растительный орнамент. А потом детали блестящего силуэта орнамента прорисовываются штрихами. В роспись «под фон» привносятся мотивы «приписки» — поверх цветного фона вырастают ягоды, мелкие листочки, кустики, травки.

Особый, относительно новый вариант фонового письма — «Кудрина». Она состоит из круглых затейливых завитков. Порой из этих завитков вырастают фантастические цветы, на которых сидят сказочные птицы. Древние мастера «Кудрину» использовали мало. Современные семеновские художники ищут новые возможности «Кудрины». Порой по сложности и изысканности исполнения эта роспись становится похожей на лаковую миниатюру.

Все эти приемы письма сформировались не сразу и не в один день.

Растительный орнамент, появившийся в Хохломе благодаря иконописцам, претерпел со временем существенные изменения. Он стал более лаконичным и четким. Русские мастера стали использовать в орнаменте цветы и растения, знакомые их землякам. На смену тюльпану и виноградному листу, которые писались в XVII веке, пришли колокольчик и лист клена, а рядом с ними появились северные ягоды — брусника, клюква, земляника.

Хохломская роспись становится с годами ещё образнее, выразительнее при большой строгости отбора художественных средств.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: