История появления и развития фототехники
История появления и развития фототехники
В современном мире ни один человек не обходится без фотографии, смартфоны и принтеры в каждом доме сделали процесс создания снимком простым и обыденным. На улицах стоят фотобудки, дающие возможность сделать портрет за 5 минут. Можно снимать движение, вспышки молний, мельчайшие детали природы, важные мероприятия и прочее. На один кадр современные камеры тратят меньше секунды. Производители разрабатывают системы и ПО для максимальной детализации, стабилизации изображения, наложения эффектов.
Началось эпоха популяризации и распространения фото всего каких-то 30 лет назад, с изобретением цифрового формата записи информации. Еще за 80 лет до цифры была изобретена катушка с пленкой, а 100-200 лет назад фотографии создавались художниками. Фотографам приходилось рисовать картинку вручную, поэтому на создание одного снимка уходило до нескольких дней. И доступно было это удовольствие только богатым.
Датой появления фотографии принято считать 7 января 1839 года, когда был изобретен метод создания изображения на пластине, покрытой солями серебра. Автором технологии стал французский ученый Луи Жак Дагерр. Через 3 месяца в марте 1939-го астроном Д. Гершель предложил название «фотография», что дословно переводится как «рисование светом».
В XVII веке был найден эффект преломления и отражения света немецким астрономом Иоганном Кеплером. А чуть позже Галилео Галилей использовал данный принцип при создании линз для первого телескопа. Почти 4 века назад процесс был художественным и выглядел следующим образом. Стекло, помещенное в ящик при попадании на него света переворачивало изображение и отражало его на бумагу. Фотографу оставалось только повторить рисунок по трафарету. Это был достаточно трудоемкий процесс, требующий от художника и модели недюжего терпения.
Камера обскура
Через 2 столетия после открытия Галилео французский ученый и изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс впервые смог не только перевернуть изображение, но и захватить его без рисования. Основано это открытие было на реакции асфальтового лака, или эмульсии, на попадание света. Раствором покрывали стеклянную пластинку и помещали на пути следования луча света.
Так появилась знаменитая камера-обскура, она представляла собой деревянный ящик с отверстием. Он весил очень много и практически не перемещался. Внутри находился еще один ящик для обеспечения фокусировки. Конструкция имела ряд существенных недостатков, но именно с ее помощью удалось получить первые снимки на стекле. Кроме размеров и веса, камера была еще и хрупкой – стеклянные пластины разбивались часто при падении и хранились небольшое количество времени. Да и времени на химическую реакции на поверхности стекла требовалось еще очень много, что затрудняло работу с людьми.
Появление прообраза современных зеркальный фотоаппаратов
Изобретения гениальных ученых 18-19 века позволили английскому фотографу Т. Сэттону усовершенствовать ящик со стеклом до подобия зеркального фотоаппарата. Именно он в 1861 году собрал конструкцию, основанную на отражении изображения от зеркала. Для этого был применен зеркальный объектив, а отверстие в коробе закрывалось пластинкой с интересными свойствами. Свет через нее не проходил, но с другой стороны можно было видеть картинку. Объектив передавал и фокусировал изображение на стекла. Именно так был устроен первый зеркальный фотоаппарат, пройдет еще почти столетие прежде чем зеркалки предстану во всей своей красе перед потребителями. Но вариант Сэттона оказался наиболее логичным и простым для регистрирования изображения на пленку.
Первый прорыв в фотографии – появление пленки
Внимательно изучая камеру-обскуру Ньепса, другой ученый – английский физик Ф. Табольт изобрел способ сохранения изображения на пленку с возможностью дальнейшего копирования. Так появился первый негатив, давший начало целой эпохи в фотографии. На снимке 1835-го года ученым были запечатлены участок стены его дома и окно.
В конце 19-го века инженеры компании Kodac совершили настоящий переворот в фотографии. В 1889 году на смену хрупким и тяжелым стеклянным пластинам было предложено использовать пленку с уже нанесенным на нее раствором. Теперь фотографу не нужно было самостоятельно покрывать стекло лаком. Такое открытие дало возможность значительно уменьшить время на подготовку к съемке. А производители фотоаппаратов смогли подкорректировать размеры и вес камер под катушки с пленкой.
Именно Kodac предложили стандарт пленки – 35 мм катушки, так появились 12, 24 и 36-кадровые рулоны полимерной пленки, спрятанные от солнечного света в металлический короб. В начале мотка была технические кадры, их надо было закрепить в специальную втулку в фотоаппарате. Изобретение оказалось настолько удобным, что уже более века не уходит полностью с рынка. Чуть позже, в 20-х годах 20-го века появились варианты пленки с различными показателями ISO, приобрести можно было ISO100, ISO200, ISO300, значительно реже встречались ISO400, потому что спрос на них был ниже, мало кто умел правильно с ними работать. В 1935 году Kodac выпустили на рынок цветную пленку «Кодакхром», она уже передавала цвет, но требовала дополнительной обработки.
- Развитие и стандартизация производства пленки для фотоаппаратов позволило выпускать камеры не только для профессиональных фотографов, но и для простых пользователей. Самой популярной маркой 20-го века была компания из Германии Leica, именно ее продукцию мечтали купить по всему миру.
Фотоаппараты немецкого производства было уже небольшого размера и достаточно легкие, их можно использовать для туристических поездок, прогулок по красивым местам, съемки на праздниках и мероприятиях. В Советском Союзе выпускалось множество моделей – аналогов иностранным фотоаппаратам.
Развитие фототехники в СССР
В 20-30-е годы XX века сложные отношения в мире, революции внутри страны и скачкообразное развитие всех отраслей науки дали мощный толчок и разработке фототехники. Первые упоминания о камерах советского производства появились в газетах уже в конце 20-х годов. Сложное постреволюционное время не давало возможности запустить производство фотоаппаратов в крупных масштабах, так в 1929 году из запланированных 500 Артель с поддержкой Калужского ЭМЗ выпустила в свет всего около 30 экземпляров.
- Первый советский фотоаппарат носил название «ЭФТЭ-1», он был выпущен в 1930 году, но прославился отвратительным качество съемки и сборки. Через 2 года модель усовершенствовали и назвали «АРФО», здесь уже были установлены затвор советского производства и объектив 4,5/135 мм. За 7 лет с конвейера артели вышли около 130 тыс. экземпляров, потом производство прекратило существование. Кроме этих моделей инженерами были сконструированы несколько опытных камер с использованием импортных деталей, самый известный среди них – «Фотокор-1».
- В 1946 году в продажу поступают камеры «Комсомолец» – зеркалка с двумя объективами. И «Москва» – она имела формат 6х9 и являлась точной копией модели А производителя Цейсс Супер-Иконта. В период от 1946 года до 80-х годов было выпущено огромное количество моделей и модификаций, некоторые из них получили широкое признание публики, часть остались в коллекциях ценителей. Среди фотоаппаратов того времени есть такие именитые как:
- «Зоркий» – начало выпуска 1948 год, к 1980 году было представлено 14 модификаций;
«Киев» – первые экземпляры были собраны из немецких комплектующих;
Возобновленный «ФЭД» в 1948 году и «ФЭД-2» двумя годами позже;
Двухобъективная зеркалка «Любитель» появилась из «Комсомольца» в 1949 году;
35 мм зеркалка с одним объективом «Зенит» – переделанный «Зоркий» появился в 1952 году;
- Фотоаппарат «Момент», выпущенный в том же году, что и «Зенит», но на Ленинградском заводе;
Через год тот же завод представляет публике «Смену» – шкальный фотоаппарат;
С 1957 года вступает в игру Минский механический завод, на котором стали собирать «Смену», а в 60-70-х годах еще и «Зениты», «Весну» и Весну-2», а также полуформатную «Чайку»;
- В 1958 году на выставке камеры «Комета» и «Ленинград» получили ряд призов;
В 60-х годах все именитые модели выпускались уже в 3,4 или даже 5-ой модификации, но и новые появлялись десятками – «Эстафета», «Салют», «Юность», «Старт», «Спутник», «ФТ-2» и многие другие;
В начале 60-х появились такие фотоаппараты, как «Нарцисс», «Зенит-6» и «Сокол».
- По сути это были лучшие годы советской фототехники, с начала 70-х годов наметился явный спад в импорте и производстве, перестали появляться новые камеры. А в 80-х годах рынок окончательно обмелел и остается таким по сегодняшний день.
Чудо Polaroid
1963 год стал поистине революционным в мире фототехники – компании Polaroid представила фотоаппарат с моментальной печатью фотографии. Всего за пару минут на специальной пленке проявлялось полноцветное изображение. Техническое чудо хорошо себя зарекомендовало, снимки получались качественные, а скорость получения привлекала внимание пользователей.
- Именно поэтому Polaroid и расходники к ним успешно продавались во всем мире более 30 лет. Единственным существенным минусов такого типа фотографии стала невозможность печати другого формата и копирования изображения. Polaroid и его камеры были неинтересны профессионалам, фотографы по старинки проявляли негативы.
Эра цифрового фото
Через много лет после получения первого снимка на пластинку, фотография стала совсем другой – сначала в негативе, затем в пикселях. Точкой отсчета появления цифрового типа хранения информации принято считать съемку участка звездного неба на электронный телескоп. Произошло это в 1974 году, а через 6 лет японская компания Sony представила миру первую камеру, информация записывалась наподобие современных карт памяти. Называлась эта модель Mavica.
Эстафету с удовольствием приняли десятки компаний по всему миру, и началась эра разработки цифровых камер:
- В 1988 году Fujufilm показали фотоаппарат Fuji DS1P;
- В 1991 Kodac представляет 1,3 мегапиксельную камеру;
- В 1994 году появилась модель с системой стабилизацией изображения от Canon;
- С того времени и по настоящее время многочисленные производители выпускают по несколько обновленных моделей в год, совершенствуя систему зеркал, фокусировку, диафрагму и другие параметры. Все камеры условно поделили на 2 группы: профессиональные и бытовые. А по системе захвата изображения на: зеркальные и беззеркальные. По размеру и техническим возможностям, опять-таки условно, все модели делят на мыльницы и профессиональные;
- Практически на каждый бюджет и запросы можно подобрать фотоаппарат, а с ростом ассортимента оптики даже средняя «зеркалка» может выдавать удивительные результаты. Здесь также можно выделить 2 группы: со сменной оптикой и без возможности менять объектив;
- Что касается производителей, то выделить можно несколько самых востребованных и популярных:
- Nikon;
Canon;
Sony – флагман цифровой фотографии;
Pentax;
и замыкает пятерку Samsung.
Как развивалась фотография
Подводя итог вышесказанному, выясняется, что фотографии в современном виде появилась сравнительно недавно, 2 столетия назад, а цветная и того меньше – около века назад. Активный рост и развитие наблюдались в начале 20-го века и последние годы. С появлением возможности сохранять снимки на носитель, стирать, перезаписывать и передавать, пропала высокая ценность и редкость кадра.
Если раньше в семье было 10-20 фотографий самых памятных событий, то сегодня средний человек делает по 20-50 снимков в день. Они являются неотъемлемой частью жизни.
Кроме частного использования, фотография прочно укрепилась в рекламных кампаниях, системах безопасности, способах передачи информации, даже текстовой. Фотографы стали востребованы, как никогда раньше. Будет ли значительный спад популярности снимков? Сомнительно! С ростом качества изображений, технических возможностей оборудования и уровня жизни граждан спрос на фотоаппараты и комплектующие к ним будут только расти.
czeslaw_list
Liepš być bahatym i zdarovym, čym biednym i chvorym
История изобретения и развития фотографии
Фотографию по праву считают одним из величайших изобретений прошлого века.
В 1826-м году Жозеф Нисефор Ньепси создает первую фотографию реального окружения – вид из своего окна. Для этого понадобилась 8-часовая экспозиция.
Роджер Фентон (28 Март 1819 – 8 Август 1869) был пионером в сфере фотографии в Британии, и одним из первых военных фотографов. Он сыграл большую роль в общем развитии фотографии.
История изобретения и развития фотографии
В переводе с греческого языка слово “фотография” означает светопись. Фотография – это совокупность способов получения изображений в результате действия света на специальные светочувствительные материалы и последующей химической обработки этих материалов.
Изобретение “мгновенной” фотографии, то есть технологии, позволяющей запечатлеть мгновение на негативе, имело огромный успех в конце XIX века. Мода на фотографирование росла. Создавались ассоциации, объединявшие многочисленных любителей. Это движение получило название пикториализма – от английского слова picture, означающего “картинка”. Один из пикториалистов, американец Альфред Штиглиц (1864-1946) продемонстрировал, что фотография позволяет отобразить все нюансы состояния атмосферы и времени года и суток в момент снимка. Эти пейзажи иногда напоминают живопись импрессионистов.
Изобретение фотографии стало возможным благодаря работам ученых и изобретателей многих стран мира. Ими изучалось действие света на светочувствительные вещества, разрабатывались способы йолучения с их помощью прочных светописных изображений и совершенствовалась камера-обскура (прибор – предшественник фотоаппарата; в дословном переводе означает “темная комната”).
Еще в 350 г. до нашей эры известный древнегреческий философ Аристотель в одной из своих работ отметил, что свет, проникающий в темную комнату через небольшое отверстие в ставне, образует на противоположной стене изображение предметов, находящихся на улице перед окном. При этом масштаб изображения тем крупнее, чем дальше от окна находится стена. Этот эффект был использован для различных опытов и рисования.
Одно из наиболее ранних описаний камеры-обскуры (стенопа) принадлежит известному итальянскому художнику и ученому Леонардо да Винчи. О камере-обскуре писали также в’ своих трудах многие другие исследователи.
На рис. изображен чертеж камеры-обскуры голдандского физика и математика Гемма Фризиуса, с помощью которой он в 1544 г. наблюдал солнечное затмение.
Позже эффект камеры-обскуры был использован в ряде конструкций переносных приборов. Некоторые из них внешне напоминали современные павильонные фотокамеры.
В 1568 г. венецианец Д. Барбаро впервые дал подробное описание камеры-обскуры с плоско-выпуклой линзой, позволяющей увеличить действующее отверстие для проникающих в камеру лучей и усилить яркость оптического изображения, получаемого с ее помощью.
Большая заслуга в совершенствовании оптической системы камеры-обскуры принадлежит известному немецкому астроному И. Кеплеру. В 1611 г. им была создана оптическая система, со-стоящая из вогнутой и выпуклой линз, позволившая увеличить угол поля зрения камеры-обскуры.
Важное значение имели также наблюдения за химическим действием света на различные вещества.
Известный русский государственный деятель и исследователь А. П. Бестужев-Рюмин наблюдал в 1725 г. изменение цвета хлорного железа, которое под действием света переходило в хлористое.
Первые целенаправленные исследования по изменению свойств солей серебра при воздействии на них света принадлежат немецкому ученому И. Шульце. В 1727 г. он обнаружил, что при пропитывании мела раствдром серебра в азотной кислоте смесь приобретает свойство изменять цвет в тех местах, где на нее действует солнечный свет.
Следующий важный шаг в расширении знаний о свойствах солей серебра был сделан шведским химиком К. Шееле, который в 70-х годах XVIII в. провел исследования по влиянию на соли серебра различных цветов солнечного спектра. При этом им было отмечено, что наибольшей активностью обладают лучи сине-фиолетовой зоны.
Исследования чувствительности различных, соединений к свету проводились в XVIII-XIX вв. и другими учеными.
Изобретению фотографии предшествовали работы англичан Т. Веджвуда и Г. Деви. В конце XVIII в. Т. -Веджвудом был проведен ряд экспериментов по получению светописных рисунков на бумаге и коже, покрытых нитратом серебра.
Т. Веджвуд был одним из первых исследователей, попытавшихся, хотя и не совсем удачно, получить изображение с помощью камеры-обскуры. Работы Т. Веджвуда были продолжены Г. Деви. Для получения изображения в” камере-обскуре им было использовано хлористое серебро. Несмотря на то что Т. Веджвуду и Г. Деви не удалось найти способа закрепления изображений, их по праву считают предвестниками изобретения фотографии.
Первым прочное изображение получил француз Жозеф Нисефор Ньепс. Впервые о новом способе им было сообщено в 1822 г. В 1829 г. была начата совместная работа Нисефора Ньепса с французским художником и изобретателем Луи Жаком Манде Дагером.
Способ Н. Ньепса, названный им гелиографией (солнце-писью), заключался в следующем: раствор, асфальта в лавандовом масле наносили тонким слоем на металлическую пластинку, затем на нее накладывали полупрозрачный штриховой рисунок и на длительное время оставляли его на свету, который задубливал асфальт в освещенных участках. После этого пластинку переносили в сосуд с лавандовым маслом, которое вымывало незадубившиеся участки асфальта, в результате чего получалось рельефное изображение. Используя его как клише, можно было делать типографские оттиски на бумаге. В 1826 г. Н. Ньепс применил камеру-обскуру для получения изображения на асфальтовом слое.
Изобретателем первого способа получения фотографических изображений: на фотослоях с галогенидамн серебра считается французский художник и изобретатель Жак Дагер. Пользуясь для рисования камерой-обскурой, он начал в 1824 г. искать средство для закрепления получаемого в нон изображения. В 1829- 1835 гг. Ж. Дагср проводил эту работу совместно с Н. Нъепсом. После смерти Н. Пьспса Ж. Дагер обнародовал новый оригинальный способ получения фотографических изображений и назвал его дагеротип.
Сообщение о новом изобретении было сделано 7 января 1839 г. известным физиком и астрономом Араго на заседании Парижской академии наук. Сущность способа была изложена 19 августа 1839 г. в докладе Араго объединенному собранию” Парижской академии наук и Академии изящных искусств . IX Международный конгресс научной и прикладной фотографии, проходивший в 1935 г., постановил считать 7 января 1839 г. юбилейной датой – днем изобретения фотографии.
Принцип получения фотографических изображений способом дагеротишш состоял в том, что серебряную пластинку сначала тщательно очищали, а затем помещали в специальный ящик над сосудом с металлическим подом. Испаряясь, йод оседал на ее поверхности и, взаимодействуя с серебром, давал йодистое серебро – вещество, чувствительное к свету. После этого в темноте пластинку помещали в кассету камеры-обскуры н на нее экспонировали ярко освещенные предметы с выдержкой в несколько минут. Под действием света на пластинке получалось слабое изображение. Его усиливали, т. е. проявляли парами ртути, которые оседали на участках, подвергшихся действию света. Этот процесс проводили в специальном ящике, на дне которого помещали сосуд с ртутью. Для ускорения процесса испарения ртути сосуд подогревали.
Для того чтобы удалить с неэкспонированных участков остатки подпетого серебра и закрепить тем самым изображение, пользовались раствором поваренной соли. Несколько позже для этих целей стали применять тиосульфат натрия.
Изображение на дагеротипе состояло из участков, покрытых тонким слоем ртути п серебра. При определенном угле наклона на дагеротппе было четко видно позитивное изображение.
Таким образом, в результате дагеротипного процесса получали снимок в одном экземпляре, что являлось одним из существенных его недостатков. Кроме того, следует указать на высокую стоимость снимков. Несмотря на эти недостатки, дагероти-пия очень быстро привлекла к себе внимание.
В 1840 г. английский исследователь Д. Ф. Годар сумел значительно повысить светочувствительность дагеротипных пластин, обрабатывая их смесью йода с бромом, что позволило уменьшить выдержки при экспонировании. Уменьшению выдержек способствовало также совершенствование съемочной оптики. Так, уже в 1840 г., т. е. через год после официального обнародоващш первого способа фотографии, профессором Венского университета И. Пецвалем был разработан метод расчета фотографических объективов. В этом же году им был рассчитан первый портретный объектив, построенный затем известным немецким оптиком П. Ф. Фохтлендером.
Большой вклад в развитие фотографии внес английский ученый Уильям Генри Фоке Талбот. Он получил сравнительно высокочувствительную бумагу, которую изготовил путем нанесения слоя раствора хлористой соли и последующего очувствления раствором азотнокислого серебра. Бумагу в сухом виде экспонировали в камере-обскуре. Получаемое изображение закрепляли в растворе поваренной соли. Этот способ, названный фото-генным рисованием, был изложен Талботом в его первом официальном сообщении Королевскому. обществу 31 января 1839 г.
Для печати с полученных при съемке бумажных негативов Талбот также использовал очувствленную бумагу, которую экспонировал под бумажным негативом на сильном свету. По достижении достаточной плотности изображения его закрепляли.
К этому периоду относится и появление терминов “фотография”, “негатив”, “позитив”, предложенных английским ученым Д. Гершелем. Он также предложил использовать раствор тиосульфата натрия для закрепления фотографических изображений. Продолжая свои работы в области фотографии, Талбот в 1840 г. изобрел калот.ипнын процесс, суть которого сводилась к следующему. На лист бумаги наносили раствор азотнокислого серебра и после непродолжительной сушки погружали в раствор йодистого калия и высушивали. Далее бумагу покрывали раствором азотнокислого серебра, галловой и уксусной кислот и снова сушили. Этим же раствором бумагу проявляли после съемки. При этом на бумаге получали негативное изобра-oжение. Если негатив по плотностям был слабым, то его усиливали нагреванием. Для закрепления изображения Талбот сначала пользовался раствором бромистого калия, а позже раствором тиосульфата натрия. С получаемого таким способом негатива производилась контактная печать позитивных копий па бумаге, очувствленной и проявляемой таким же способом.
Следует отметить, что вплоть до 1851 г. дагеротипия оставалась наиболее конкурентоспособным способом фотографии. К этому времени английским исследователем Фридериком Скот Арчером был разработан новый способ фотографии – мокрый коллодионныйпроцесс.
Принцип мокрого коллодионного процесса состоит в следующем. Нитроклетчатку (продукт обработки отходов хлопка серной и азотной кислотами) растворяют в сме,си спирта и эфира. В полученную массу – коллодион – вводят соли йода и брома, и раствор поливают .на стеклянную пластинку. После того как слой слегка застынет, пластинку в сыром виде погружают в сосуд с растворим азотнокислого серебра, т. е. коллодионный слой очувствляют. Все операции проделывают при неактиничном освещении. В результате химической реакции в коллодионном слое образуются галогениды серебра – вещества, чувствительные к свету. После этого пластинку в сыром виде помещают в фотоаппарат и фотографируют объект. Проявляют ее в растворе пирогалловой кислоты, или пирогаллола, и закрепляют в растворе тиосульфата натрия.
Пластинки нельзя было сушить, так как коллодион принтом растрескивался и отслаивался от стекла. Это явилось существенным недостатком мокрого коллодионного процесса, и применяли его в основном в стационарных фотоателье. Были и энтузиасты – фотографы-пейзажисты, бравшие с собой при выезде на съемки походные лаборатории в виде палаток, которые транспортировали а собранном виде на тележках.
Одновременно с совершенствованием мокрого коллодионного процесса велись работы теоретического характера. В 1855- 1861 гг. английский физик Д. К. Максвелл разрабатывает теорию трехцветной фотографии.
В связи с недостатками мокрого коллодионного процесса многими исследователями делались попытки заменить коллодий другими веществами. Так, в 90-х годах 19 века проводились опыты по применению желатины в качестве связующей среды эмульсионного слоя. В этот период в одной из работ был описан щелочной проявитель, содержащий в своем составе органическое проявляющее вещество.
Основываясь на работах предшественников, англичанин Ричард Медокс, врач по специальности, предложил в 1871 г. первый практически пригодный способ изготовления бромосеребряной желатиновой эмульсии. Благодаря этому способу появилась возможность не только сохранять фотопластинки в сухом виде, но и значительно повысить их светочувствительность. Следует отметить, что основной метод современной фотографии также основан на применении галогенидосеребряных желатиновых фотослоев. Со времени изобретения этот способ претерпел значительные усовершенствования. Была повышена общая светочустветельность фотослоя, а также расширена зона его спектральной чувствительности вплоть до инфракрасных лучей. Принцип очувствления фотографических пластинок к длинноволновой области спектра был разработан в 1873 г. немецким ученым Г. В. Фогелем. Для этих целей,- т. е. для ортохроматизации фотопластинок, им был использован кораллин.
В конце 80-х годов XIX в. американской фирмой “Кодак” было освоено производство негативных фотопленок на гибкой подложке из целлулоида.
Таким образом, весь период развития фотографии можно условно разделить на три этапа: дагеротипия, мокрый коллодионный процесс и процесс с использованием галогенидосеребряных желатиновых эмульсий.