76 просмотров

Всё о морском коносаменте

Коносамент (сокращённо к/с), по-английски Bill of Lading (сокращённо BL или B/L) — основной документ международного образца при морских и мультимодальных интернациональных перевозках. Является подтверждением заключения договора морской перевозки, распиской о принятии груза, а также основанием для выдачи груза в порту назначения.

В реальной практике используется с полдюжины различных видов коносаментов, которые необходимо чётко различать:

  • Океанский коносамент —Master Bill of Lading (MBL), также известный как «основной» или «главный». Выдаётся морской линией, непосредственно осуществляющей перевозку. Главное, что требуется знать и помнить относительно «океанца» (так его называют на профессиональном сленге) — именно его оригинальный экземпляр даёт право на получение груза в порту назначения! Но номеру MBL также можно отслеживать груз на сайте линии (ищите раздел BL tracking).
  • Домашний коносамент — House или Home Bill of Lading (HBL), он же «домашка». Выдаётся компанией-агентом морской линии отправителю товара. Подтверждает факт передачи товара от отправителя перевозчику.
  • Фидерный коносамент — Short Bill of Lading, выдаётся в том случае, если груз доставляется не напрямую, а транзитом через промежуточный порт со сменой судна. Так, например, все контейнерные перевозки из Китая в Петербург осуществляются через порты Европы. В момент загрузки на новый борт перевозчик обязан выпустить отдельный коносамент, называемый фидерным. Очень важно, что именно «фидерник» должен быть предъявлен на таможне, так как последняя требует транспортный документ на ту часть пути, в ходе которой партия пересекла границу.
  • Мультимодальный/сквозной коносамент — Multimodal/through Bill of Lading. Оформляется для мультимодальных перевозок, использующих два и более различных видов транспорта. Содержит информацию о начальном и конечном пунктах назначения и маршруте в целом.
Статья в тему:  Как узнать свой потенциал и найти свое место в жизни? Как узнать свой потенциал или на что ты способен? Как узнать какой у вас потенциал.

Оборотные и необоротные коносаменты

Поскольку коносамент служит не просто товаросопроводительным документом, но подтверждает право собственности на груз, он может выполнять роль ценной бумаги, но только если оформлен как оборотный (negotiable bill of lading). Такой коносамент позволяет владельцу распоряжаться ещё не прибывшим в порт грузом: купить, продать или заложить в банк. Все оборотные коносаменты относятся к так называемым ордерным (to-order bill of lading), оставляющим возможность изменять владельца груза, пока последний находит в пути, причём не один раз. Таким образом, посредством оборотного коносамента, ещё не полученный груз может быть объектом товарно-денежного оборота, что и определяет его название.

Напротив, необоротный коносамент (non-negotiable bill of lading) однозначно и бесповоротно фиксирует лицо, обладающее правом собственности на груз. Их также называют именными (straigth bill of lading), как противоположность ордерным.

Теоретически существует ещё одна форма — коносамент на предъявителя (bearer bill of landing), где получатель груза вообще никак не фигурирует, а груз выдаётся «предъявителю сего». Но они в реальной жизни практически не используются.

Коносамент представляет собой ценную бумагу:

  1. Долговую.
  2. Неэмиссионную.
  3. Документарную.
  4. Бездоходную.
  5. Срочную. Период ее существования будет зависеть от продолжительности перевозки.
  6. Именную, ордерную или предъявительскую. Это зависит от типа складского свидетельства.
  7. Номинированную. Номиналом является не денежная сумма, а фактическое количество перевозимого груза.

К рассматриваемому документу в обязательном порядке должен прилагаться страховой полис на транспортируемый груз. Кроме этого, передача коносамента может сопровождаться составлением (выпиской) дополнительных справок. Они могут касаться непосредственно перевозки товаров, их хранения, обеспечения сохранности. Эти документы могут потребоваться при прохождении таможенного контроля. Перечень необходимых справок для перемещения груза через границу устанавливается межгосударственными соглашениями и законодательствами конкретных стран.

Статья в тему:  Что продают в сети. Что лучше продавать в интернет магазине? Удаленная техническая поддержка – выгодная идея

Документы для международных перевозок

Международные автомобильные перевозки грузов очень заоргонизованы и обюрокрачены, следствие – для осуществления международных автомобильных перевозок грузов используется куча унифицированных документов. Неважно таможенный перевозчик или обыкновенный — без документов он не поедет. Хоть это и не очень увлекательно, но мы постарались попроще изложить назначение этих документов и смысл, который они имеют. Привели пример заполнения TIR, CMR, T1, EX1, Invoice, Packing List.

Виды коносаментов

Существуют разные виды коносаментов, каждый из которых обладает определёнными функциями и особенностями.

To-order bill of lading

Это ордерный коносамент, на котором ставятся пометки: «приказу грузополучателя» или «приказу грузоотправителя». То есть, если на нём нет пометки «приказу получателя», то документу априори присваивается статус «приказу отправителя». Эти пометки означают, что товар может быть передан третьему лицу согласно передаточной надписи, проставленной в документе.

Если бланк содержит несколько таких надписей, то продукция передаётся согласно последней из них.

Bearer bill of lading

Является документом на предъявителя. Согласно данной бумаге, поставляемый товар отдаётся держателю бланка с помощью простого вручения.

Straight bill of lading

Это именной документ, который оформляется на определённого грузополучателя. В нём подробно расписывается адрес пункта назначения и названия терминала прибытия.

Если появится необходимость передачи именного договора другому лицу, то сделать это можно с помощью передаточных надписей, которые оформляются согласно правилам долговых обязательств. Так что груз может получить как держатель документа, так и лицо, указанное в передаточной надписи.

Статья в тему:  Где найти график работы в 1с 8.3. Механизм внесения информации о норме рабочего времени

Домашний коносамент

Получают для того, чтобы снизить риски отправителя груза и оградить его от возможных проблем. Кроме того, коносамент домашний оформляется и в таких случаях:

  • Есть необходимость сокрытия транспортного маршрута, по которому пойдёт груз;
  • Необходимо скрыть настоящего владельца груза;
  • Отправитель предоставляет заказчику ряд дополнительных услуг, которые не предусмотрены морскими и речными перевозками;
  • Фрахт был куплен у транспортной компании, которая не имеет своих судов, но является членом NVOCC;
  • Если документ необходим до того, как товар будет погружен на судно. Это актуально тогда, когда контрагенты работают по кредитной схеме.

Главные разновидности коносаментов

Чистый коносамент (Clean Bill of Lading) представляет собой специальный документ, в основе которого нет специальных отметок о повреждениях или недостатках груза. Наравне с чистым документом в грузовой практике встречаются следующие бумаги:

  • «Нечистый» документ (Claused Bill of Lading) в рамках которого указываются специальные пометки с фактом подтверждения плохого или ненадлежащего состояния товаров.
  • Оборотный коносамент (Negotiable bill) – это бумага, где устанавливается факт осуществления доставки товара с официальной пометкой: по указанию обозначенных в документе лиц. Выдача груза обеспечивается на руки тем лицам, которые обозначены в бумаге.
  • Накладные в комплекте (Bills in a set) – это тип документа, который представляет собой подтверждение факта передачи груза по одному из имеющихся в базовом комплекте оригиналов.

При заполнении коносамента по аналогии с традиционными ценными бумагами проставляются обязательные реквизиты, а одним из главных является подробная информация о грузе. Без указания таких сведений коносамент утрачивает товарораспорядительную функцию бумаги. Выписка обеспечивается сразу в нескольких экземплярах, один из которых в результате передается в пользование отправителю груза. После осуществления выдачи груза по одному из доступных экземпляров остальные бумаги полностью утрачивают юридическую силу.

Статья в тему:  Фотография получила признание в 19 веке перед. Изобретение фотографии и кинематографа: дата

Заполнение коносамента

Как выглядит и что содержит коносамент? Обязательные реквизиты коносамента и место каждого в документе неизменны, вне зависимости от маршрута и компании-перевозчика. Найти их полный список не составляет труда.

Важно, что коносамент содержит логистическую информацию, используемую на таможне (подробнее о пакете документом читайте в этой статье). Поэтому остановимся на основных графах, значимых с точки зрения таможенного оформления партии (номера в списке соответствуют индексам на изображении):

Образец морского коносамента и его основные поля

  1. Номер к/с — уникальный реквизит для идентификации коносамента. Проверить в экспортной декларации поставщика и во всех документах, прямо ссылающихся на MBL;
  2. Отправитель (Shipper) — это может быть ваш непосредственный поставщик по контракту либо его агент — транспортная компания. Оба варианта допустимы, главное, чтобы наименование совпадало с данными экспортной декларации;
  3. Получатель (Consignee) — обязательно проверить правильность написания получателя и всех его реквизитов в драфте. Здесь проставляется наименование вашей компании, либо вашего агента, например ИП Новикова Е.А.;
  4. Порты отправки и назначения (Port of loading / Port of discharge) — также проверить на этапе черновика до выпуска оригинала. Как ни странно, на практике китайские отправители часто путают российские порты назначения. При использовании условий Incoterms FOB, CIF, CRF должны в точности «биться» с инвойсом и экспортной декларацией поставщика, если не желаете проблем на таможне!
  5. Наименование товара — описание того, что везёте. Чем ближе это будет к формулировке используемого кода ТН ВЭД, тем спокойнее;
  6. Номер контейнера — уникальный реквизит для идентификации контейнера. Проверить совпадение номера в упаковочном листе, инвойсе и экспортной декларации поставщика, а также во всех документах на транспортные и логистические услуги, по мере выставления последних.
  7. Количество транспортных мест, общий вес и объём товара — заполняется по данным упаковочного листа (packing list). Обратите внимание, что указанный в коносаменте вес должен совпадать с весом брутто (Gross weight или сокращённо GW) из упаковочного листа.
голоса
Рейтинг статьи
Статья в тему:  Закупка электронном виде 223 фз. Какая закупка считается проведенной в электронной форме
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: