Swot анализ применяется для анализа. SWOT-анализ как действенный инструмент оценки бизнеса
SWOT-анализ
Эффективное управление бизнесом, развитие проекта начинается с базового алгоритма изучения ситуации, который получил название SWOT анализ. Что это такое? SWOT – это комплекс маркетинговых и других исследований сильных и слабых сторон предприятия или конкретного объекта. Он включает в себя четыре фактора, о которых расскажем в этой статье.
Отметим, что до внедрения этого алгоритма, для определения перспектив бизнеса учитывали только сильные и слабые стороны компании. Например, сравнивали преимущества и недостатки, из их соотношения делали вывод о дальнейшем развитии. Кеннет Эндрюс расширил формулу двумя составляющими – факторами влияния извне и внутри, чем превратил анализ сильных и слабых качеств в одну из популярных моделей оценки бизнеса.
Матрица SWOT
SWOT — это аббревиатура, которая состоит из следующих понятий:
- S (Strengths) — сильные стороны, характеристики бизнеса, которые выгодно отличают его на фоне конкурентов;
- W (Weaknesses) — слабые стороны, которые делает компанию уязвимой по отношению к другим игрокам;
- O (Opportunities) — возможности, элементы окружения, которые компания может использовать для развития;
- T (Threats) — угрозы, элементы окружения, которые могут нанести ущерб бизнесу.
Эти составляющие делятся на факторы внешней и внутренней среды. В первом случае речь обычно о характеристиках бизнеса, на которые он может повлиять. Во втором — о факторах, которые можно только обыграть или попытаться нейтрализовать.
Преимущества и недостатки
Преимущества:
- Это универсальный метод, который помогает компании узнать и использовать:
- внутренние возможности (чем проект/коллектив/команда выигрывает перед другими на рынке).
Например: сильная команда технической поддержки, инновационная бизнес-модель;
- внутренние угрозы (что внутри проекта/команды/коллектива ослабляет потенциальные возможности).
Например: недостаточно укомплектованная команда, устаревшая техника продаж;
- внешние возможности (те факторы, которые дают дополнительные возможности достигнуть конечной цели и результата).
Например: растущий интерес к омниканальному маркетингу, расширение рынка;
- внешние угрозы (возможные факторы, которые, наоборот, замедляют процесс достижения цели команды).
Например: большая конкуренция.
- Помогает выявить потенциальные угрозы и выстроить стратегию защиты.
- СВОТ достаточно несложен в проведении и не требует специального узкопрофильного образования.
Недостатки:
- СВОТ-анализ не покажет четкую аналитику. С помощью него можно получить структурированные данные, дальше — работа вашего аналитика или любого другого сотрудника, который поможет в формировании маркетинговой стратегии на основе полученных данных.
- SWOT показывает положение дел в данный момент и остается статичным. Именно поэтому его нужно делать не реже одного раза в год.
- Является достаточно субъективным анализом и зависит от того, кто его делает.
- Для качественного анализа необходим большой объем информации из всех сфер (логистическая, коммерческая, маркетинговая, финансовая и т. д.), что может быть затратным.
Выводы
SWOT анализ малого бизнеса или крупного предприятия позволяет выявить недостатки и угрозы, а также сильные стороны и возможности для развития. Благодаря этому вы сможете организовать деятельность компании таким образом, чтобы эффективно противостоять внешним угрозам, успешно конкурировать на рынке и стабильно увеличивать эффективность своего бизнеса.
Чтобы обеспечить наиболее полные и достоверные данные в SWOT аналитике, проводите анализ не только для всей компании, но и для конкретных отделов и продуктов. При этом старайтесь узнать мнение у как можно большего количества осведомленных людей, чтобы получить объективные данные. Благодаря этому вы сможете принимать правильные и эффективные решения в развитии своего бизнеса.