20 просмотров

Первый советский пикирующий бомбардировщик. Первый советский пикирующий бомбардировщик История создания самолета

Пе-2. «Пешка», ставшая королевой бомбардировки

Как у Красной армии появился главный пикирующий бомбардировщик Великой Отечественной войны

Пе-2 в годы Великой Отечественной войны был не только самым массовым пикирующим, но и вообще самым многочисленным бомбардировщиком в советских ВВС. Всего за пять лет отечественная авиапромышленность собрала 11 247 «пешек» всех модификаций, а их было более чем достаточно. Помимо основной, бомбардировочной версии, самолет существовал также в ипостаси тяжелого истребителя, ночного истребителя и перехватчика, разведчика, тяжелого штурмовика, учебной машины и даже самолета с реактивным двигателем.

Бомбардировщик ПЕ-2. Фото.

Свой первый полет «100» совершил 1-го мая 1940 года. На это зрелище пришли посмотреть все: и обычные граждане, и солдаты, и офицеры Германии, на то время подписавшей «Акт о ненападении» с СССР. Однако тогда «сотка» была продемонстрирована, как высотный истребитель, но уже в июне назначение изменилось, и самолет был переименован в ПЕ-2 – пикирующий бомбардировщик.

Основной задачей конструкторов стало именно пикирование: ему уделялось довольно много времени, т.к. это должно было стать основной функцией бомбардировщика. Экипаж ПЕ-2 или «Пешки» состоял из 3-ох человек. Самолет имел два поршневых мотора М-105, каждый из которых был мощностью в 1100 л.с. Максимальная скорость самолета составляла 540 км/ч, дальность полета – 1300 км. Практический потолок равнялся 8800 м, а максимальная боевая нагрузка – 1000 кг. Самолет был полностью обшит металлом, только обшивка руля была выполнена из ткани. Экипаж был защищен броней. В бомбардировщике имелись отверстии для пулеметов.

Статья в тему:  Что делать если кассовый чек выбит с ошибкой. Как сделать возврат, чек коррекции, отменить ошибочный чек? Пробила чек что делать

Но изначально ПЕ-2 сбрасывал бомбы исключительно в горизонтальном положении, потому что пилоты боялись, что щепки повредят самолет и нанесут увечья экипажу. Первый, кто не побоялся пикировать был Полбин Иван Семенович. Его экипаж стал самым дружным за все время войны. Три человека, три друга, три товарища. Они были неразлучны: вместе летали, вместе отдыхали. Так и прошли всю войну, вплоть до самого Берлина. И.С. Полбин был дважды награжден званием Героя Советского Союза.

Задания и цели самолета Пе-2

Самолет активно применялся с первых минут Великой Отечественной войны и вплоть до победы над милитаристской Японией. Большая скорость самолета Пе-2 позволяла использовать его в дневное время. Однако первые серии имели огромный недостаток: оборонительное вооружение было представлено только пулеметами ШКАС калибра 7,62. Даже на начало войны этого было мало. Нехватка истребительной авиации для прикрытия и малый калибр оборонительных пулеметов вели к большим потерям в первые месяцы войны. Так, например, 410-й бомбардировочный авиаполк за 23 дня боев под Смоленском в июле 1941 года утратил весь наличный парк–33 борта.

Пренебрежение разведкой в первые месяцы войны, неумение сосредотачивать наличные силы, их распыление не давало самолету раскрыть все свои качества.

До конца 1942 года из-за необученности летчиков, быстрого выбытия их и самолетов из строя, поражение целей с пикирования было освоено слабо. Только к концу битвы за Сталинград худо-бедно бомбардировка с пикирования стала осваиваться и применятся летчиками РККФ.

Статья в тему:  Изопропиловый спирт и быт. Вреден ли для здоровья изопропиловый спирт и признаки отравления им Изопропиловый спирт в электронике

Боевой вылет Пе-2

Сильный толчок развитию применения пикирующего бомбардировщика Пе-2 дало создание бомбардировочных авиакорпусов (БАК). В конце 1942 года 1-й БАК воевал на Калининском, а 2-й на Донском фронтах. Потом 2-й БАК доблестно отметился на Сталинградском фронте. В начале осени 1943 года корпус получил звание гвардейского. Данная часть сохранилась до настоящего времени, хотя и «поменяла цвет», став ракетной армией РВСН.

Во время Великой Отечественной войны основными целями для применения «пешек» были:

В армейской авиации:

  • железнодорожная инфраструктура;
  • автодорожная инфраструктура;
  • маршевые колонны вермахта;
  • артиллерийские позиции, части, склады;
  • авиационные части противника;
  • передовые укрепления врага.
  • флот противника;
  • береговая инфраструктура врага.

В основном работа бомбардировщика проходила в пределах до 100 км от переднего края.

История эксплуатации

Созданный еще в 1939 году, как высотный истребитель, сумел в 1940 году успешно пройти испытания уже как пикирующий бомбардировщик. Серийное производство машины началось зимой 1941 года. Бомбардировщик «Петляков Второй» выпускался в течение 5 лет, с 1941 по 1945 год. Производством машины в СССР занимались четыре авиационных предприятия:

  • завод №22 в Казани (основное производство);
  • завод №39 в Москве, позже в Иркустке;
  • завод №124 в Казани;
  • завод №125 в Иркутске.

Основное производство бомбардировщика ПЕ-2 во всех модификациях было развернуто в Казани. С конвейера авиазавода №22 за годы войны сошло почти 10 тыс. машин. Следует отметить, что объем серийного производства пикировщика постоянно, из года в год, увеличивался даже при условии того, что на фронте с 1944 года стал появляться другой фронтовой бомбардировщик – Ту-2 конструкции Туполева.

Статья в тему:  Фрукты и овощи из таджикистана. Кто вывозит в Россию таджикскую сельхозпродукцию? Чем хороши таджикские фрукты для России

Самолет воевал на всех фронтах Великой Отечественной войны, участвуя в тяжелых боях 1941 года под Москвой, в 1942 году под Сталинградом. Пик активности советских пикировщиков пришелся на летнюю компанию 1943 года, включая сражение под Курском и прорыв блокады под Ленинградом.

Максимальная насыщенность полками бомбардировочной авиацией самолетами Пе-2, была достигнута в конце 1944 года. С 1943 года новые пикировщики стали получать полки морской авиации, которые сумели отличиться на заключительном этапе войны в Западной Балтике и на Черноморском морском театре.

Важно отметить, что бомбардировка с пикирования довольно редко применялась в советских ВВС, даже при наличии вполне современных машин. Основная часть полков бомбардировочной авиации, принимавших участие в боях, работала с горизонтального пикирования, оказывая поддержку сухопутным войскам в полосе фронта. Бомбардировка передовых позиций противника с участием советских пикировщиков применялась крайне редко. С этой задачей на советско-германском фронте прекрасно справлялся штурмовик Ил-2.

После окончания Второй Мировой войны самолет продолжал нести боевую службу в ВВС Войска Польского. Несколько самолетов были переданы для комплектования бомбардировочных полков для чехословацких, болгарских и югославских ВВС.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: